gototop

Новые статьи

1914 г. Устав Симбирского общества любителей рыбной ловли
Утвержден Товарищем Главноуправляющаго Землеустройством и и Земледелием в должности Шталмейстера Действительным Статским Советником Графом Π. Н. Игнатьевым 24 января 1914 года. Верно: За... Читать далее...
1506 г. Уставная грамота переславским рыболовам
143. — 1506 Апреля 7. Уставная грамота Переславским рыболовам.   Се яз Князь Великий Василей Иванович всеа Руси пожаловал есми в Переславле, в... Читать далее...
Гердс П. Охота с крючком, сетью и корзиной. Из истории рыбной ловли
  Когда в ущелье Олдувай на севере Танзании были обнаружены части скелета предка человека Homo habilis, возраст которых составил два миллиона... Читать далее...

Иславин В.А. Самоеды в домашнем и общественном быту (раздел «Рыболовство»)

 

Многочисленныя озера и реки по тундре изобилуют таким множеством разнаго рода рыбы, что вряд-ли другая страна представляет что-либо подобное; в них водятся два рода рыбы: красная и белая. К красной принадлежит: семга, голец, кунжа; к белой: сиги, чиры, пеледи, нельма, омули, щуки, налимы, окунь, сороги, хариусы, навага, сельди, а при берегах морских и камбалы, и все это в самом огромном количестве. Разумеется всем этим богатством более пользуются Зыряне и Рус-

82

ские, которые сперва отбили у Самоедов промысловыя места, а теперь имея более средств, обзавелись снастями и снарядами, потребными для рыболовства и облавливают все, что прежде было единственным достоянием коренных жителей тундры. Всего обиднее для Самоедов то, что Русские и Зыряне, для рыболовства, становятся при озерах и реках в летнее время, когда олень, в безпокойстве от жару и комаров, кружится и отаптывает мох. Зыряне и Русские редко допускаютъ Самоедов вместе ловить рыбу в реке или озере, особенно те, которые поселились в тундре слободками и избами. Самоеды выжидают для этого осени, когда крестьяне возвращаются к волостям; тогда они подходят к тем-же озерам и рекам и берут себе на пищу то, чего Ижемцы и Русские не доловили, но так как на тех местах, олень не находит уже более мху, то Самоед, чтобы сберечь стадо свое, которое все более-и-более удаляется от мест стояния, принужден, не окончив иногда промысла, перейти чумом к другой реке или к другому озеру. К тому многие и не имеют средств обзавестись нужными рыболовными снаря-

83

дами: неводами, сетьми, лодками, бочками и т. д., а потому остаются вовсе без промысла. Те же, которые добудут несколько рыбы, большею частию потребляют ее сами; променивают ее также Ижемцам и Русским на хлеб, оленье мясо и т. д. или отдают часть улова за то, что те ссудили их на время сетьми и неводами. Соль берут у крестьян же и за ½ пуда дают или белаго песца или оленью постель, т. е. за 55 коп. сер. платят 1 руб. сер. Сколько приблизительно известно, на 850 душ Самоедов муж. и женск. пола, исключительно занимающихся этим промыслом, приходится рыбы на сумму 2,505 руб. сер. в год, т. е. на каждаго человека около 2⅔ руб. сер., что оказывается еще менее, если принять в соображение невыгодныя для Самоедов условия при самом улове и сбыте рыбы. При таких обстоятельствах Самоеды рады, хотя на пищу, добыть себе рыбы, между тем как Ижемцы и Русские от рыболовства имеют огромные барыши и ведут обширную торговлю. Мы уже видели, какие длинные обозы с разными товарами тянутся осенью из тундры в Ижму: в этом числе бочки с свежею и соленою рыбою,

84

занимают главное место. Из волости Ижемцы начинают развозить ее по разным ярмаркам: к Николину дню в Пинег; к Крещенью на Важку, а в Феврале месяце в с. Небдино по р. Ежве, Усть-сысольскаго округа, Вологодской губернии, за 500 верст от Ижмы, откуда на тех-же оленях привозят ячмень для засева полей своих. Но Ижемцы не довольствуются еще и этим: они к Декабрю приезжают в Пустозерск, выменивают на оленье мясо семгу и белую рыбу, и наняв, для перевозки, оленей устьцылемских крестьян или Тиманских Самоедов, отправляют ее на ярмарку в Пинег. Кроме этого они промышляют рыбу по Печоре, Усе и Косье, которую частию пускают в продажу, частию-же оставляют для домашняго употребления. Особенно обилен рыбный промысел по Усе: в этой реке водится сельдь или, как называют ее в Печорском крае зелдь, но только до горы Адака: далее рыба эта почти не идет, — у Адака же, и то на небольшом пространстве, держится в таком множестве, что могла-бы быть достаточна для прокормления Ижемской волости в продолжение всей зимы.

85

Устьцылемские же и Пустозерские крестьяне, кроме богатейшаго лова семги по Печоре и белой рыбы по наволочным озерам, производят с давняго уже времени рыболовство и во многих озерах, в тундре лежащих и так уже привыкли почитать себя их владельцами, что не подпускают к ним и Самоедов. Пустозерские крестьяне, зная, что Самоеды весьма ловкие промышленники, снабжают их иногда сетьми, лодками, неводами, но за это одолжение, как хозяева снастей, выговаривают себе большую часть из хороших промыслов. Если же, по несчастию, улов был дурен, то крестьянин насчитывает на Самоеда долг до будущих промыслов. Пустозерские н Устьцылемские крестьяне отправляют много рыбы на Пинежскую ярмарку и привозят оттуда разныя вещи, потребныя в крестьянском быту; но самую большую часть промысла сбывают торговцам, приезжающим в Печорский край из города Чердыня, Пермской губернии. Чердынские торговцы в больших лодьях — каюках — до Петрова дня сплавляют вниз по Печоре хлеб, крупу, красный товар, вины, пряности и разныя лакомства. Так как они единственные

86

торговцы, снабжающие Печорских жителей хлебом и предметами, сделавшимися почти необходимыми в домашнем быту тамошних крестьян, то они и приняты бывают с большим радушием. На это время край оживляется, всякий чего нибудь да ждет: кто по беднее хлеба, кто краснаго товару, кто вин и рому (который в большем употреблении у тамошних жителей), а все пряников, изюму и кедровых орехов. Без этих припасов не может обойтись даже самый посредственный хозяин: — ими он выражает гостю свое радушие и гостеприимство и чтобы оказать почет пришельцу, посетившему его хату, хозяин поставит на стол две зажженыя свечи, поднесет вам чарку вина, кто по достаточнее даже и краснаго и рому, уставит стол пряниками и орешками и, если вы не захотите погрешить против принятаго там обычая, то отложете себе всего по немногу, и ни до-чего не дотронетесь.

Торговцы эти необходимы для тамошняго края: их приезжает в иное лето каюков до тридцати; десять из них заворачивают прежде всего в Ижму, живут в Ижме до конца Июня месяца, а потом выезжают в Устьцыльму, Пустозерск и

87

села, лежащия по Печоре, где остальные торговцы в это время начинают уже распродавать свой товар, вссь почти в долг, и нагрузив каюки семгою, чирами, пеледями, в конце Июля, плывут назад в Чердынь. Зимою, до Благовещения, приезжают снова на Печору, привозят красный товар, который продают большею частию на чистыя уже деньги, а за отпущенный летом хлеб собирают долги; замши же и пушнаго товару берут мало.

Самоеды Тиманской и Канинской тундр еще более стеснены в рыболовстве, чем Самоеды Большеземельской тундры, ибо Мезенские мещане и крестьяне именно поселились при самых рыбных реках и озерахъ; между тем как Тиманским Самоедам, как весьма малочисленным и бедным оленеводцам, одно уже рыболовство могло-бы доставить достаточное содержание.

88

 

ПУБЛИКАЦИЯ: Иславин В.А. Самоеды в домашнем и общественном быту  СПб., 1847. -142 с. (Раздел «Рыболовство» - С. 82-88)

 

Поделиться:
Обсудить в форуме
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Публикации

Тарасов И. И. О характере рыболовства в Нижнем Поволховье во 2-й пол. I тыс. н.э.
 Наряду с охотой и собирательством, рыбный промысел на протяжении тысячелетий... Читать далее...

Публикации

Куршская коса. История рыболовства
    Рыболовство было традиционным занятием куршей – этноса, заселившего Куршскую косу на... Читать далее...

Публикации

Адалова З.Д. Развитие рыбопромышленности Дагестана в конце XIX - начале XX вв.
  В статье говориться об истории становления и развития рыбного промысла... Читать дальее...
Вы находитесь здесь: Библиотека Тематический каталог Рыболовство у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Иславин В.А. Самоеды в домашнем и общественном быту (раздел «Рыболовство»)