Огнев Е. Спортивное и любительское рыболовство: проблемы и перспективы

Первый опыт. Главное направление

Прежде всего, начат наиболее важный процесс - закрепление водоемов за обществами, объединяющими рыболовов. Идет в целом работа по упорядочению любительского рыболовства. Она должна проходить в тесном контакте всех заинтересованных в этом организаций.

­Большое значение здесь имело совместное совещание руководителей-обществ охотников и рыболовов Российской Федерации с ответственными сотрудниками органов рыбоохраны, состоявшееся 21 декабря 1976 г.

­Такое совещание было организовано впервые. Оно позволило на первых порах наметить возможные методы совместной работы общественных организаций рыболовов и органов рыбоохраны. На совещании было отмечено, что коллективы рыболовов - дополнительный резерв, позволяющий важнейшее дело охраны и воспроизводства рыбных богатств поставить на массовую основу. Здесь обсуждались насущные, наиболее важные задачи, к решению которых надо приступать безотлагательно. В частности, говорилось о строительстве питомников, рыбоводных заводов, проведении неотложных мелиоративных работ, создании культурных рыбных хозяйств, ловле ценных видов рыб по лицензиям, принципах определения водоемов для любительского рыболовства.

­Необходимая работа уже сделана по линии Министерства рыбного хозяйства СССР. Изданы приказы Министерства и Главрыбвода СССР‚ по вопросам упорядочения любительского рыболовства. Разработаны и утверждены «Положение о порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям» и «Положение о спортивном и любительском рыболовстве».

­Почему потребовалось издать эти документы? Какие цели и задачи в них ставятся?

­Прежних первозданных водоемов уже нет или почти не стало. Рыбные запасы во многих регионах подорваны. А тут в последние два десятилетия резко возросла численность рыболовов. Рыболов есть рыболов, он идет на водоем вооружившись удочками, донками, жерлицами, спиннингами и иными снастями и очень часто, к сожалению, не утруждает себя раздумьями над будущим полюбившихся ему речки или озера. Он ловит, и порою много, соревнуется с другими в размерах уловов. Но как только эти уловы становятся малы, наш удильщик начинает вспоминать «доброе старое время», дававшее «потрясающие» трофеи даже на самую простую удочку. О новом же времени, о сегодняшнем, он не думает. Вот почему одна из основных современных задач - разъяснять, отчего и как появились у нас больные водоемы, до обидного снизившие уловы любителям. Но ограничиваясь только разъяснениями, вряд ли мы сможем вылечить заболевшие водоемы. Нужны совершенно определенные и конкретные действия.

­Право ловить рыбу ни у кого из рыболовов никогда не вызывало сомнений, было как бы само собой разумеющимся. Но, дорогие коллеги по увлечению, пора бы вспомнить нам и о своей главной обязанности. Теперь она записана в статье 67 Конституции СССР: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Сегодня каждый из нас должен спросить себя: «Что я сделал, чтобы на водоеме было лучше, кого позвал себе на помощь?» Конечно, большие водоемы спасти сложнее. Но малые озера и речки можно улучшить, постоянно охранять своими, пусть даже небольшими, силами.

Постановление правительства об упорядочении спортивного и любительского рыболовства предполагает, прежде всего, организованность рыболовов. Только тогда их усилия будут сосредоточены, когда каждый станет членом совершенно определенной организации любителей ужения. Организованные действия удильщиков будут целенаправленными и полезными. Вместе с тем они должны быть подчинены интересам самих же рыболовов.

­Сложившаяся на водоемах обстановка настоятельно требует более эффективного использования их на принципах высокой культуры ведения рыбного хозяйства.

В ­интересах удовлетворения запросов рыболовов и рационального использования запасов ценных видов рыб необходим, например, лов по лицензиям.

­Поскольку постановлением правительства разрешена ловля ценных видов рыб по лицензиям, то теперь разработан порядок такого ужения в соответствии с изданным типовым положением, утвержденным министром рыбного хозяйства СССР 31 Января 1977 г.

­Документ назван типовым исходя из того, что в конкретных условиях могут разрабатываться другие положения о порядке ловли ценных видов рыб в соответствии с местными условиями. В местных положениях будет решен вопрос использования средств, полученных за лицензии, указано, какой орган рыбоохраны их выдает и какому обществу, определен порядок выдачи лицензий отдельным гражданам. Эти положения наметят также и научные учреждения, которые дадут свои рекомендации по ловле рыбы по лицензиям в данном водоеме.

­Лицензионная ловля начата у нас в Мурманской области: на некоторых реках Кольского полуострова спиннингисты и нахлыстовики имеют теперь возможность охотиться за семгой и горбушей.

­На опыте мурманчан становится ясно, что повсеместный запрет ловли ценных видов рыб любителями не оправдывает себя ни в экономическом, ни в моральном отношении. Такие всеобщие запреты, по сути, создают на тех или

38

иных водоемах лишь условия для роста браконьерства. К сожалению, иные работники рыбоохраны еще охотно идут на введение подобных запретов. Их доводы основываются на недоверии к рыболовам, на опасениях, что они вместо удочек будут применять запрещенные снасти. Понятно, что такие опасения коренятся в отсутствии тесных контактов между инспекцией рыбоохраны и организациями рыболовов и ничего полезного, прогрессивного в себе не несут, а, наоборот, тормозят новое, очень перспективное дело - ужение рыбы по лицензиям.

­Наиболее, конечно, важным документом для любительского рыболовства является «Положение о спортивном и любительском рыболовстве», утвержденное приказом министра рыбного хозяйства СССР 26 июня 1976 г. Разработано и издано это положение в соответствии с поручением Правительства СССР и было согласовано с правительствами всех союзных республик, а также с Министерством сельского хозяйства СССР, с Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и ВЦСПС.

­Сам факт согласования данного документа с правительствами республик и соответствующими министерствами и ВЦСПС ставит положение в число правовых актов, имеющих силу для всей страны и для всех общественных организаций в части соблюдения общих норм любительского рыболовства. Положением намечены основные формы развития любительского рыболовства на перспективу. Оно не изменяет правил любительского рыболовства, построенных по бассейновому принципу, и требует неукоснительного их соблюдения.

­Положение полностью воспроизводит принципы организации любительского рыболовства, изложенные в постановлении Правительства СССР от 13 мая 1976 г.

­Отныне в районах с большой плотностью населения и ограниченным числом водоемов (в зонах крупных городов и промышленных центров) ужение организуется обществами охотников и рыболовов и другими обществами, имеющими рыболовные секции. По представ­лению органов рыбоохраны совмины союзных республик утвердили перечни таких водоемов, где ловля любителями организуется упомянутыми обществами. На этих водоемах члены обществ, состоящие в секциях рыболовов, будут ловить бесплатно. Преимущества для организованных рыболовов перед неорганизованными вполне закономерны и необходимы. Такие меры помогут устранить несправедливость, которая заключалась в том, что только члены обществ имели какие-то обязанности, должны были соблюдать определенные правила и законы ловли, а неорганизованные рыболовы почти не соблюдали их и не имели никаких обязанностей. (На остальных водоемах ловить можно бесплатно.)

­Согласно договору с органами рыбоохраны, общество обязано выполнять определенные работы, чтобы поддерживать необходимую рыбопродуктивность. Характер и объем этих работ определяют представители рыбохозяйственной науки.

­К договору должен быть приложен паспорт водоема с теми же реквизитами, что и паспорт, прилагаемый к договору на организацию культурного рыбного хозяйства любительского рыболовства, а также перечень основных мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов, разработанный водопользователем совместно с органом рыбоохраны.

­Положением от 26 июня 1976 г. определен срок заключения договора с обществом (водопользователем). Срок должен быть не менее 10 лет, как на организацию культурного рыбного хозяйства, так и обычной любительской ловли рыбы. Длительность договорных отношений будет дополнительно стимулировать общество наилучшим образом обеспечивать необходимые мероприятия по поддержанию в водоеме рыбопродуктивности на достаточно высоком уровне.

­По «Положению о спортивном и любительском рыболовстве» на водоемах, переданных для организации культурных рыбных хозяйств или обычных хозяйств любительского рыболовства, запрещается промысловый лов рыбы предприятиями и организациями рыбной ­промышленности, за исключением случаев, когда он ведется по предложению либо с согласия общества.

­После издания постановления Правительства СССР совмины союзных и автономных республик, областные, краевые исполкомы Советов издали соответствующие документы об упорядочении спортивного и любительского рыболовства. При изучении этих постановлений, к сожалению, убеждаешься, что пока еще не во всех зонах крупных городов и промышленных центров определены водоемы для ужения. Правильно эта проблема решена, на наш взгляд, в постановлениях правительства УССР, исполкомов Одесского, Саратовского, Орловского, Новгородского областных Советов.

­Особого внимания заслуживает издание постановления правительства РСФСР от 23 июня 1976 г. В нем совмины автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы дают обществам охотников и рыболовов полные и конкретные направляющие указания о развитии любительского рыболовства.

­Однако, к сожалению, некоторые облисполкомы в своих постановлениях лишь ограничились утверждением только перечней водоемов, отводимых для любительского рыболовства, не дав при этом хотя бы самых общих рекомендаций обществам по практике организации любительского рыболовства в этих местах (Волгоградский, Мурманский, Пермский облисполкомы).

 

О культурных хозяйствах любительского и спортивного рыболовства

Постановление правительства указывает на необходимость организации культурных хозяйств любительского рыболовства.

­Не боясь преувеличения, можно уже теперь с уверенностью сказать, что такая форма организации любительского рыболовства займет свое ведущее место в использовании водоемов.

39

Эти хозяйства могут быть двух ­типов. Одни организуются обществами рыболовов-любителей - эта ­форма, по-видимому, в ближайшие ­годы получит наибольшее распространение. Другие создаются рыбодобывающими организациями на ­закрепленных за ними водоемах. ­Второй тип хозяйств будет, вероятно, с трудом пробивать себе ­дорогу, потому что организация ­их еще не воспринята должным ­образом ни в планирующих, ни в финансовых органах. По этой причине, например, вот уже в течение ряда лет не имеют успеха ­попытки Калининского рыбтреста создать культурное хозяйство любительского рыболовства на озере ­Селигер.

­А вот в обществах мы уже ­имеем убедительные примеры создания таких хозяйств. Наиболее ­инициативные и дальновидные руководители уже давно стали рабо­тать над проблемой организации ­культурных хозяйств. В 1966 г. они ­были в Белгородском, Курском, ­Тувинском и Тюменском обществах Российской Федерации. Процесс организации этих хозяйств ­не затихал и продолжал развиваться. На 1 января 1977 г. в системе Росохотрыболовсоюза было организовано 133 культурных рыбных ­хозяйства, 15 из них создано в ­Иркутском, 5 в Курганском, 16 в Краснодарском обществах. Эффек­тивно работают культурные хозяйства в Московском обществе «Рыболов-спортсмен» (особенно хочется отметить хозяйство на озере Бисерово Московской области).

­Ловля рыбы в культурных хозяйствах разрешается по путевкам, численность которых лимитируется обществом на основании рекомендаций рыбохозяйственной науки. За счет зарыбления, мелиоративных работ, рациональной организации ужения на водоемах этих хозяйств достигнута значительная рыбопродуктивность. Они пользуются большой популярностью у любителей. А это значит, что главная задача - удовлетворение повышенных потребностей рыболовов, создание наиболее благоприятных условий для их отдых -а здесь достигнута.

­Культурные рыбные хозяйства можно организовывать только на основании соответствующих решений совминов союзных или автономных республик или исполкомов местных Советов народных депутатов. Как правило, для такой цели выбирается водоем замкнутого вида, не используемый промысловиками, преимущественно изолированный от других водоемов и не имеющий существенного значения для воспроизводства ценных промысловых рыб.

­Свои хозяйства общества могут организовать также и на водоемах, ­закрепленных за рыбодобывающими организациями, но, естественно, с их разрешения.

 ­При подборе водоема очень полезно изучить его рыбохозяйственную характеристику, включающую хотя бы самые краткие сведения (состояние кормовой базы, виды рыб, населяющих водоем, возможности их воспроизводства, нерестовые площади).

­После выбора водоема и решения исполкома местного Совета народных депутатов об организации культурного рыбного хозяйства спортивного и любительского рыболовства орган рыбоохраны заключает договор с обществом, объединяющим рыболовов-любителей, о проведении работ на водоеме. Под понятием органа рыбоохраны, компетентного для заключения такого договора, имеется в виду бассейновое управление Главрыбвода Министерства рыбного хозяйства СССР, являющееся юридическим лицом. Однако в порядке исключения, исходя из местных условий, вполне допустима возможность заключения такого договора областной или районной инспекцией рыбоохраны, но только по поручению бассейнового управления. Под понятием общества рыболовов-любителей имеется в виду достаточно расширенный список организаций (водопользователей). Это и республиканские об-

40

щества (союзных и автономных республик), краевые, областные общества охотников и рыболовов и другие организации, объединяющие рыболовов-любителей. Если хозяйство создает рыбодобывающая организация, то орган рыбоохраны заключает договор соответственно с предприятием рыбной промышленности или рыболовецким колхозом.

­Во всех случаях организация, заключающая договор, должна иметь право юридического лица.

­Положение позволяет республиканским, краевым, областным обществам охотников и рыболовов заключать договоры с районными и другими добровольными спортивными обществами, имеющими рыболовные секции, об организации культурных хозяйств и выполнении соответствующих подготовительных работ.

­В этом случае заключения договоров республиканские и иные общества любительского рыболовства могут передавать лишь водоемы из общего фонда закрепленных за ними водоемов.

­Реквизиты договора приведены в приложении к опубликованному «Положению о спортивном и любительском рыболовстве». Кроме того, к договору должен быть приложен паспорт водоема (или его участка), включающий его физико-географическую и рыбохозяйственную характеристику.

­Подготовительные работы, безусловно, будут занимать какое-то время; оно может быть длительным, потому что выполнить предусмотренные мероприятия совсем не просто. Но в это время рыбная ловля на водоеме должна не прекращаться, а продолжаться в соответствии с действующими правилами.

­Лишь в необходимых случаях водопользователь по согласованию с органами рыбоохраны может ограничить или запретить ужение.

­Когда подготовительные работы, необходимые для бесперебойной эксплуатации, закончены, водоем официально переводится в число культурных хозяйств.

­В юридическом плане культурным рыбным хозяйством спортивного и любительского рыболовства может считаться такой водоем, который был передан соответствующему обществу (водопользователю) по акту.

­Ловля рыбы в культурных рыбных хозяйствах рыболовами-любителями осуществляется в порядке, установленном водопользователем. Она может быть платной и бесплатной. Вполне понятно, что общество будет вправе установить определенные преимущества для рыболовов, состоящих членами данной организации. Практика ужения в культурных хозяйствах носит рациональный характер и, несомненно, ­будет способствовать объединению рыболовов в соответствующие общества.

­Размер платы за ловлю в хозяйствах для членов общества охотников и рыболовов и других добровольных спортивных организаций, а также категории лиц, освобождаемых от нее, определяют совмины союзных республик. Средства, поступающие от такого рыболовства, используются исключительно на проведение мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов, а также на организацию и оснащение рыболовных баз данных обществ.

­Ловля рыбы на водоемах предприятий Министерства рыбного хозяйства определяется положениями об этих хозяйствах, утверждаемыми соответствующими руководителями предприятий или правлениями рыболовецких колхозов.

­При заключении договора о проведении работ по организации о культурного рыбного хозяйства спортивного и любительского рыболовства необходимо изложить обязательства, принимаемые каждой стороной.

­Так, общества охотников и рыболовов, например, должны выпол-

41

нять рекомендованные и согласованные с органами рыбоохраны мероприятия по воспроизводству и охране рыбных запасов, учитывать посещаемость водоема рыболовами, количество и видовой состав вылавливаемой рыбы, средства, расходуемые на работы по охране и воспроизводству рыбных запасов, создавать удильщикам условия для благоустроенного отдыха и ловли (лодочные станции, причалы, места для ночлега, обслуживание), ежегодно до 25 января следующего за отчетным годом информировать органы рыбоохраны о том, как используется водоем рыболовами.

­В свою очередь, органы рыбоохраны должны подготовить коллективы общественных инспекторов для охраны рыбных запасов, руководить этими коллективами, оказывать методическую помощь в осуществлении мероприятий по организации хозяйств, помогать привлекать представителей рыбохозяйственной науки для проектирования и строительства за счет средств обществ рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств, искусственных нерестилищ, содействовать в получении обществами от рыбопромышленных организаций посадочного материала для зарыбления водоемов.

­В постановлениях некоторых республиканских и иных Советов содержатся очень полезные рекомендации по вопросам любительского рыболовства.

­Например, Архангельский исполком поручил СевНИОРХу организовать экспедиционное обследование водоемов, выделенных обществам для любительского рыболовства.

­По постановлению Мособлисполкома возбуждено ходатайство перед Минрыбхозом СССР увеличить начатые работы по обследованию водоемов Московской области для разработки мероприятий по созданию широкой сети хозяйств любительского рыболовства. Возбуждено ходатайство перед Минводхозом РСФСР о включении в планы работ по мелиоративному благоустройству русел рек и водоемов области, чтобы улучшить условия для рыборазведения, а Росохотрыболовсоюзу рекомендуется создать передвижную механизированную станцию для мелиоративных работ.

­Костромской облисполком закрепил участок реки Нелиды (дли­ной 55 км) за областным советом по туризму, чтобы создать культурное рыбное хозяйство.

­Совмины Латвийской ССР и Северо-Осетинской АССР поручили республиканским обществам охотников и рыболовов в течение 1976-1980 гг. обеспечить строительство собственных рыбопитомников.

­Воронежский облисполком обязал общества любительского рыболовства обеспечить сохранность прибрежных лесов и лесонасаждений и санитарную охрану на закрепленных водоемах.

­Курский облисполком рекомендовал промышленным предприятиям, совхозам и колхозам области, имеющим водоемы для технических нужд, но пригодные для разведения рыбы и не используемые для ее товарного выращивания, передавать их обществам для любительского рыболовства.

­

О правилах рыболовства

­Существующая многие годы практика разработки правил рыболовства для отдельных бассейнов полностью себя оправдала. Она наиболее конкретно учитывает складывающиеся условия использования рыбных ресурсов применительно к определенным бассейнам. Единые же правила спортивного и любительского рыболовства для водоемов всей страны не будут отражать конкретных особенностей каждого бассейна страны. Поэтому правила спортивного и любительского рыболовства должны разрабатываться именно по бассейновому принципу.

­Проекты их представляют бассейновые управления Главрыбвода с учетом рекомендаций рыбохозяйственных научных учреждений.

­Здесь должны быть учтены обоснованные предложения соответствующих обществ. Очень полезно иметь при каждом управлении координационные советы по вопросам спортивного и любительского рыболовства. Сюда следует привлечь представителей обществ, объединяющих рыболовов-любителей, рыбохозяйственной науки, органов местной власти, рыбодобывающих организаций. Координационные советы могли бы помочь в разработке правил любительского рыболовства, давая соответствующие рекомендации.

­От рыболовов всегда поступает многочисленная корреспонденция. ­Письма идут в самые различные инстанции. В них читатели не только спрашивают о том, где и что ловить, но и сообщают о нарушениях правил, обеспечении удильщиков снастями, рыбоводных делах и т.д. Значительная часть этих писем и могла бы быть рассмотрена членами координационного совета, и тогда корреспонденты получат ответы от представителей организаций любительского рыболовства и инспекций рыбоохраны. Вот почему этих советов надо создавать как можно больше, при всех бассейновых управлениях Главрыбвода СССР и даже при областных инспекциях рыбоохраны.

­А теперь вернемся к правилам рыболовства.

­В положении о спортивном и любительском рыболовстве приводится примерный перечень вопросов, которые должны быть отражены в правилах спортивного и любительского рыболовства применительно к тому или иному бассейну: пределы действия правил, нормы вылова рыбы по весу, штучные нормы вылова для ценных видов рыб, промысловые меры на вылавливаемых ценных рыб, запрещенные снасти и способы ловли, запретные периоды, определение малоценных видов, вылов которых может быть не ограничен по весу, условия проведения соревнований по спортивной ловле и подводной охоте, льготы, предоставляемые членам общества, разрешения применять разнообразные орудия ловли, плавсредства или иные преимущества перед неорганизованными рыболовами, порядок использования маломерных судов, находящихся в личной собственности граждан, особенно в нерестовый период, либо на местах скопления рыбы и на путях ее миграции, взаимоотношения промысловых организаций с любительскими, границы зон спортивного и любительского рыболовства, обязанности обществ по организации спортивного и любительского рыболовства, общие обязанности рыболовов, сведения, представляемые обществами в органы рыбоохраны, обязанности по борьбе с заморными явлениями, действия рыболовов в случае обнаружения гибели рыбы, контроль за соблюдением правил рыболовства, ответственность за нарушения правил любительского рыболовства, условия любительского рыболовства для несовершеннолетних.

42

 

 

ПУБЛИКАЦИЯ: Огнев Е. Спортивное и любительское рыболовство: проблемы и перспективы // Рыболов-спортсмен: альманах, № 39. М., 1979.  С. 38-42.