Назаров И.И. Новые материалы по традиционному рыболовству кумандинцев

 

В историко-этнографической литературе утвердилось мнение, что рыболовство у кумандинцев носило подсобный характер. Впервые данный вид хозяйственной деятельности был довольно подробно рассмотрен в обобщающей монографии Ф.А. Сатлаева (1974). Он описывает основные орудия и приемы ловли рыбы, существовавшие у кумандинцев во второй половине XIX - первой четверти XX в. А именно он называет: лов мелкой рыбешки подростками при помощи мешка; лов удочкой, саком, жерлицами (канга), корчагами, неводом (шуйун), вершами или мордами (суген); установка переметов; охота на щук ружьем; лучение крупной рыбы по осени. При этом Ф.А. Сатлаев замечает, что упомянутые выше способы рыбной ловли были у кумандинцев наиболее характерными. "Часть из них, по всей вероятности, - пишет он, - была заимствована у местных русских крестьян" [1974 - С.66]. На это же указывал в свое время Н.Б. Шерр. Он сообщал, что в аилах, расположенных по Бии у многих кумандинцев есть рыболовные снасти, причем не отличающиеся от русских рыболовных снарядов [Шерр Н.Б., 1903 - С. 91].

Целью же настоящей работы является введение в научный оборот новых материалов по рыбной ловле кумандинцев, собранных автором во время летней поездки в кумандинские поселки Красногорского и Солтонского районов Алтайского края. Ценные сведения по рыбной ловле были сообщены В.И. Докучаевым - учителем истории и краеведом из Красногорского района, за что автор выражает ему глубокую благодарность.

К числу наиболее древних способов рыбной ловли, практиковавшихся у кумандинцев, можно отнести лов щук при помощи петли (кыл), изготовленной из свитого конского волоса. Рыбу выслеживали в омутах из укромного места: из-за куста или за крутым изгибом берега. Петлю, прикрепленную к палке, осторожно подводили к морде рыбы, далее протаскивали аккуратно до жабер и резким движением вытаскивали щуку на берег. Идентичный способ лова щук зафиксирован и у челканцев [Бельгибаев Е.А., 2000. - С.67].

50

Лов щук петлями осуществлялся и ранней зимой, когда лед был еще тонким и прозрачным. Это позволяло выслеживать омута и зимовальные ямы щук. Над обнаруженным зимовьем делалась прорубь, накрывавшаяся деревянной крышкой в целях предохранения от замерзания. Лежа на льду у этой проруби, кумандинец опускал в воду петлю и ловил рыб, наблюдая за ними сквозь прозрачный лед. Для обеспечения лучшего обзора и устранения эффекта зеркального отражения от поверхности льда, на голову рыбаку накидывалась часть его верхней одежды.

В начале зимы кумандинцы ловили рыбу оглушением с помощью деревянной колотушки с длинной до полутора метров ручкой. Рыба выслеживалась сквозь тонкий прозрачный лед и преследовалась серией оглушительных ударов по льду. Затем оглушенную рыбу извлекали из подо льда через небольшое отверстие, которое тут же и прорубали. Таким образом ловили многие породы рыб: язя, налима, щуку, окуня, чебаков и сорожку.

Кумандинцам были известны и запорные способы ловли рыбы. Описание установки и эксплуатирования изгородей-запоров с использованием верши (суген) имеется в работе Ф.А. Сатлаева [1974 - С. 65]. Отметим, что такие изгороди, получившие название заездки на реках Красногорского и Солтонского районов устанавливаются кумандинцами и в наши дни. Обычно колья заездков переплетались между собой корой тальника. В таежной зоне Солтонского района кумандинцы из с. Шатобал, устанавливая запоры на реках Неня и Черняй, колья изгороди не переплетают. Таежные реки, несущие в своих водах большое количество листьев и веток, забивают колья заездка, превращая его, таким образом, в своего рода плотину.

Уникальными оказались сведения о запорном рыболовстве на озерах. Природно-климатической особенностью предгорий Северного Алтая является преобладание речных водоемов. На территории проживания кумандинцев протекают две крупные реки Бия и Катунь, а также множество мелких рек, составляющих бассейны упомянутых выше Бии и Катуни. Озерные водоемы встречаются только в единственном месте - в 10 км к югу от с. Красногорского. В указанном месте до 50-х гг. XX в. находился кумандинский поселок Озёрки (по-кумандински Аккультай, что буквально переводится как "у озера", "озерный"). От бывших жителей Озёрок, проживающих сейчас в с. Красногорское нами была получена информация о способах рыбной ловли на этих озерах.

51

Осенью кумандинцы устраивали на этих озерах запоры, имевшие в плане форму "червонного туза" или форму спирали и называвшиеся по-кумандински кисы или кисе. Кисы представляла собой изгородь из кольев тальника (тал), переплетенных между собой в трех местах корой, содранной с этих же кольев. Колья заготавливались, ошкуривались и переплетались в летнее время. Получившаяся изгородь сворачивалась в рулон и хранилась до осени в подворье кумандинцев. В высоту кисы обычно достигала 1,5 - 2 метра. Осенью рулон - кисы доставлялся на озеро, где и устанавливался с таким расчетом, чтобы ее колья возвышались над водой на 20-30 см. Это позволяло учитывать колебания уровня воды в озере и беспрепятственно находить рыболовную снасть даже зимой, когда озеро покрыто льдом. Кисы устанавливалась в той части озера, где около берега были родники. Сами информаторы-кумандинцы объясняют это тем, что "рыба чует свежую воду, идет к роднику и попадает в кисы".

Разворачивая рулон изгороди в воде, ей придавали необходимую форму: либо, как отмечалось выше форму спирали, либо "червонного туза". Для крепления кисы в изгороди оставлялись несколько длинных кольев, которые вбивались в дно и, таким образом, удерживали всю конструкцию. Попадая внутрь такой изгороди-ловушки, рыба уже не могла покинуть ее пределы. Рыба извлекалась из кисы при помощи большого сачка, рабочая часть которого, наподобие шумовки, была выполнена из переплетающихся между собой ивовых прутьев. Информаторы утверждают, что при ежедневной проверке кисы улов обычно составлял до полведра рыбы. До ледостава кисы проверялась при помощи лодок, а после замерзания озера уже по льду. При этом в центре кисы делалась прорубь, которая, в целях предотвращения замерзания, забрасывалась ветками и сеном. Кисы функционировала весь зимний период и даже весной.

Описанный выше способ рыбной ловли находит широкие аналогии у многих народов Западной Сибири. В частности по особенностям сооружения кумандинские кисы близки котцам барабинских и тарских татар, описанным в работах А.Г. и И.А. Селезневых. [Селезнев А.Г., 1994 - С. 24-30; Селезнева И.А., 1999 - С. 33-37]. Форма котцов у названных выше групп тюркоязычного населения, также как и у кумандинцев имела либо форму "червонного туза" [Селезнева И.А., 1999 - С.34], либо спиралевидную, как у барабинских татар [Селезнев А.Г., 1994 - С. 24]. И.А. Селезнева

52

обнаруживает близкие аналогии в форме установки котцов у хантов, селькупов и чулымских тюрков и других народов [1999 - С. 34].

По мнению А.Г. Селезнева появление запорного рыболовства на территории Барабы следует связать с распространением древнего уральского населения [1994 - С. 30]. По видимому, формирование основных способов запорной ловли рыбы у кумандинцев также можно отнести к эпохе финно-угорского единства. На это дополнительно указывает и сходство в названии котцов: сравн. кумандинское - кисы/ кисе, шорское (кондомск.) - jезе, барабинск. - ейсе/юйзе/исе, тарск. татар - ёзе/есе/ейсе. [Селезнев А.Г., 1994 - С. 28; Селезнева И.А., 1999 - С. 34, 47]. И.А. Селезнева отмечает древние лексические параллели рыболовческой терминологии в уральской языковой среде [1999 - С. 47].

Вероятно и в кумандинском культурогенезе также приняло участие древнее уральское население, от которого тюрками были заимствованы орудия запорного рыболовства.

Таким образом, рыболовство у кумандинцев не получило широкого распространения и играло в хозяйстве подсобную роль. В системе питания кумандинцев рыбные продукты также не играли существенной роли [Сатлаев Ф.А. 1974 - С. 126]. В пищу употреблялась чаще всего свежая рыба. Из способов консервации рыбы кумандинцам было известно замораживание и засушивание (в основном мелкой рыбешки). Однако, как отрасль хозяйства кумандинцев, рыболовство, безусловно, одно из древних. Позднее - в XVIII - XX вв. приемы ловли рыбы были дополнены новыми, заимствованными у русского населения, способами.

 

Литература:

Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна реки Лебедь (вторая половина XIX - XX веков). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Омск, 2000.

Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (вторая половина XIX - первая четверть XX в.) Горно-Алтайск, 1974. - 200 с.

Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск: "Наука", 1994.

53

Селезнева И.А. Традиционное хозяйство тарских татар (вторая половина XIX - начало XX в.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Омск, 1999.

Шерр Н.Б. Из поездки к кумандинцам в 1898 году //Алтайский сборник. Т. V. Барнаул, 1903. - С. 81-114.

54

 

ПУБЛИКАЦИЯ: Назаров И.И. Новые материалы по традиционному рыболовству кумандинцев //  Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей. Омск, 2001. С.50-54.

 

Сайт И.И. Назарова "История и культура народов Алтая"