Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Образ рыбы в истории декоративно-прикладного искусства

ЦЕЛЬ СТАТЬИ

Проанализировать роль образа рыбы в истории декоративно-прикладного искусства. Задачами статьи являются: выделение основных этапов эволюции декоративно-прикладного искусства; обозначение связи декоративно-прикладного искусства с народными промыслами.

Декоративно-прикладное искусство — вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения жилищ, архитектурных сооружений, улиц, площадей, парков. В произведениях декоративно-прикладного искусства органически сливаются функциональные, конструктивные особенности (прочность, экономичность) и эстетические свойства (красота, художественный образ).

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство — один из самых древних видов искусств. Оно зародилось на заре человеческой истории, когда первобытный человек, в процессе борьбы за существование впервые, изготавливая необходимые для жизни бытовые предметы, вкладывал в них не только физическую силу, но и духовные, творческие, художественные способности. Окончательно этот вид искусства сложился после выделения ремесел в самостоятельную отрасль производства. Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, стеклодувы, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — «ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» (М. Горький).

Трудно точно установить границу между периодами варварства и рождающейся цивилизацией. Развитие производительных сил привело к распаду родовых общин. Продолжалось дальнейшее разделение труда и расширение товарообмена, что привело к появлению новых ремесел.

Когда Европа еще была заселена варварскими племенами и имя Эллады еще ничего не говорило людям, в Египте была создана высокоразвитая культура. В архитектуре, искусстве (в том числе декоративно-прикладном) египтянами были установлены нормы сознательной творческой деятельности. Именно здесь впервые встречаемся с развитым стилем, ставшим источником европейских стилей. Стиль — это своеобразный способ выражения, проявляющийся и повторяющийся во всем, что создают человеческие руки в определенный исторический период. Египетское искусство, как и общественная жизнь этой страны, отличалось строгостью и упорядоченностью. Египтяне считали художественное изображение живым и вечным, поэтому они придавали искусству огромное значение. Способ художественного изображения был сильно стилизованным. В условиях необычной строгости и связанности форм почти все превращалось в символ [1].

Примером этому служит строго упорядоченная орнаментика золотой чаши с чеканным узором из рыб и цветов папируса, подаренная Тутмосом II полководцу Тхутию (рисунок 1).


Рисунок 1 - Золотая чаша с чеканным узором из рыб и цветов папируса

В Амарне и Кантире обнаружены остатки трех фаянсовых мастерских (XVIII и XX династий) и найдены многочисленные формы; изделия делались из кварцевой фритты со стекловидной поливой. Применялись обычно синий и зеленый цвета, реже фиолетовый, коричневый, красный, черный. Светлые тона — белый и желтый — были во все времена труднодостижимы и соответственно очень редки [2]. Среди сюжетов встречается и рыба (рисунок 2).


Рисунок 2 - Кубок синий с узором из рыб и растений. Фаянс

Самое древнее известное нам производство стекла существовало в Египте в эпоху фараонов. На период Нового царства при XVIII династии (1550—1292 до н.э.) приходится расцвет производства художественного стекла [2].

Самое поразительное произведение, обнаруженное при раскопках в Амарне, это сосуд синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями, ныне хранящийся в Лондоне, в Британском музее (рисунок 3).


Рисунок 3 - Сосуд из полихромного стекла

Образ рыбы также нашел свою популярность и в античную эпоху. Известны чернофигурные и краснофигурные сосуды, в декоре которых использован образ рыбы. Примечательно и характерно широкое использование образа рыбы в монетном деле, особенно на окраине ойкумены (Северное Причерноморье), где, как известно, торговля рыбой была существенной составляющей экономики (рисунок 4) [3].


Рисунок 4 - Оборотная сторона медного тетрахалка (слева). В центре монеты изображение головы льва, ПАN, внизу — изображение осетра (Пантикапей, около 294—284 гг. до н.э.); справа — фракция статера, лицевая сторона. Коленопреклоненный человек держит в правой руке тунца (Электра, г. Кизик, 500—450 гг. до н.э.)

В Керкинитиде (нынешняя Евпатория) во время археологических раскопок были обнаружены своеобразные монеты, датируемые 5 в. до н.э., отлитые в форме осетровой рыбы (рисунок 5) [4].


Рисунок 5 - Монеты-рыбки

С установлением христианства происходят коренные изменения в духовной жизни и в области искусства; на культуру Рима, наследника Греции, наслаивается восточная культура. Рождается новое искусство, отрицающее античнуюклассику, искусство, в котором реальная пластика человеческого тела заменяется прославлением духовных ценностей. Рыба входила в состав раннехристианских символов (рисунок 6, 7).


Рисунок 6 - Раннехристианские символы. Середина III века


Рисунок 7 - Добрый пастырь и рыбы. Живопись из катакомб в Киренаике

В первых веках нашей эры получают широкое распространение мозаики с изображением рыб. Были ли они все связаны с распространением христианства или часть из них есть лишь дань моде — неизвестно, поскольку некоторых мозаик отличает предельный символизм и отсутствие деталей (рисунок 6, 7, 9), а других, наоборот, детализация с выделением и подчеркиванием видовых особенностей рыбы. В последнем случае перед нами бесспорное изображение барабули, являющейся частью мозаики, набранной из непрозрачного стекла красноватых и голубоватых тонов на белом фоне, окантованной в каменную рамку. Место находки неизвестно. Мозаика хранится в Москве, в Государственном Историческом музее (рисунок 8) [5].


Рисунок 8 - Фрагмент мозаики с изображением барабули. Первые века н.э.

Интерес представляет и трансформация природных форм в художественный образ. Рассмотрим мозаичный пол базилики V в. Умножения Хлебов и Рыб, на котором изображено чудо двух рыб и пяти хлебов; (о насыщении пяти тысяч см.: Марк. 6:34—44; Иоанн. 6:1—15). Церковь находится вблизи Капернаума в местечке Эль-Табха (семь источников — арабск.), рядом с Галилейским озером (Израиль) [6]. Эндемичная разновидность окуня, обитающего в этом озере, послужила прототипом для мозаики. На мозаике, в отличие от оригинала, сплошной спинной плавник превратился в два плавника, грудной плавник исчез, а анальный плавник поменял свое место. В результате мозаичная композиция приобрела целостность и динамизм (рисунок 9).


Рисунок 9 - Фрагмент мозаичного пола в Табхе

Подлинного расцвета искусство керамики достигло в XVIII и XIX вв., когда наряду с простой гончарной посудой стали изготавливать майолику, полуфаянс, фаянс и фарфор. Майолика — вид художественной керамики: изделия из обожженной глины (с крупнопористым черепком), покрытые непрозрачной глазурью. Фаянс — керамические изделия, имеющие плотный мелкозернистый черепок, покрытые прозрачной или глухой, (непрозрачной) глазурью. Фарфор — лучший из всех керамических материалов: бело-нежный, прозрачный, тонкий [2].

В 1707 г. немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бётгер приготовил первый в Европе твердый белый фарфор. Зародившаяся по следам этого изобретения европейская фарфоровая промышленность почти целиком ориентировалась на китайские образцы. В середине XVIII в. коллекционирование фарфора достигает апогея (рисунок 10).

Замечательно фаянсовое блюдо, украшенное натуралистическими изображениями рыб (рисунок 11). Здесь узнаются представители средиземноморской фауны: барабуля, скумбрия, морской карась. Блюдо было изготовлено в Марселе, во второй половине XVIII в. [2].


Рисунок 10 - Ваза «Вода». Фарфор, Германия (1741 г.)


Рисунок 11 - Блюдо с изображением средиземноморских рыб

Образ рыбы распространен и в народном искусстве. Народное искусство фиксирует традицию и питается ею, обогащаясь индивидуальностью отдельных художников. Таким художником, например, была заслуженный художник РФ, Зинаида Васильевна Окулова (1938—1997) — художник-керамист производственного объединения «Гжель», одного из наиболее известных народных художественных промыслов Подмосковья. З.В. Окулова полностью овладела приемами гжельской росписи, свободным гжельским мазком, живым, изящным, упругим. Наиболее известные работы Окуловой относятся к 70-м гг. прошлого века. Развиваются новые тенденции: приверженность к повышенной декоративности, стремление к разработке фигурных форм. Сосуды Окуловой округлы, вместительны, приземисты. Пишет она изображения легко, размывая цвет до голубоватого, но акцентирует синим тоном дополняющие элементы. Во многих сосудах Окуловой преобладает скульптурное начало [7]. Так, ваза «Регата», с изображением бегущих по волнам яхт, имеет лепные ручки и подставку в виде изогнутых рыбок. Продолжая тему моря и его даров, Окулова создает набор из коробочек в виде плывущих рыбок (рисунок 12).


Рисунок 12 - Ваза «Регата» и коробочки в виде плывущих рыбок

Огромная коллекция уникальных образцов народного искусства, начиная с XV в. и до наших дней, сосредоточена в Государственном музее украинского народного декоративного искусства. Экспозиция, включающая десятки тысяч экспонатов, состоит из различных разделов: резьба по дереву, набойка (получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором), художественная вышивка, ткачество, керамика, народная одежда, гутное стекло (стеклянные изделия, изготовляемые посредством свободного дутья (без применения формстеклянные изделия, изготовляемые посредством свободного дутья, без применения форм), фарфор, фаянс.

Один из самых выразительных экспонатов этого музея — керамическая посуда из с. Опошня Полтавской области с изображением рыбы (XIX в.) (рисунок 13а). Интересно, что керамические традиции в Опошне развивают и сегодня: яркий пример тому — керамическая свистулька в виде рыбки (рисунок 13 б).


Рисунок 13 - Керамика из с. Опошня: а —тарелка, XIX в., б — свистулька, XXI в.

Художественные промыслы Украины — это часть народной культуры, что развивалась на протяжении многих столетий. Во второй половине ХIХ в. с развитием товарных отношений на Киевщине, выделяются центры гончарства: Васильков, Канев и особенно с. Дыбинцы [8]. Дыбинская расписная посуда — горшочки, кувшины, миски — продавались не только на местных базарах, но и в других губерниях (рисунок 14).


Рисунок 14 - Тарелка с изображением рыбы из с. Дыбинцы (Украина)

Самобытны и художественные промыслы Львовщины [9]. Прекрасны произведения в технике гутного стекла, созданные художниками Львова: Богданом Галицким, Андреем Бокотеем, Василием Драчуком (рисунок 15).

Рисунок 15 - Декоративная скульптура «Рыба». В.В. Драчук, 1982 г.

Широко и разнообразно используется образ рыбы в наши дни, причем диапазон использования образа имеет чрезвычайно широкий спектр: от массового ширпотреба китайского производства (рисунок 16) до эксклюзивных вещей ручной работы (рисунок 17) [10].


Рисунок 16 - Копилка (слева). Магнит для холодильника (справа). Китай

Любопытно и утилитарное разнообразие предметов, выполненных в образе рыбы (рисунок 18).

Стоит отметить и разнообразие используемых материалов, помимо уже отмеченных (рисунок 19).

В заключении приведем два примера неожиданного (но художественно выполненного) использования образа рыбы: в качестве декора подголовников самолетов турецкой авиакомпании Turkish Airlines и логотипа известной немецкой марки молодежной одежды «Fishbone» (рисунок 20).


Рисунок 17 - Декоративная рыбка: а — металл, стекло, Италия; б — расписная керамическая тарелка с изображением скорпены, Керчь; в — писанки на страусиных и гусиных яйцах. А. Пушкарев, Днепропетровск, конец XX—начало XXI вв.


Рисунок 18 - Предметы, выполненные в образе рыбы: а — ваза. Керамика, Украина; б — мыльница. Пластмасса, Китай; в — детская механическая игрушка. Пластмасса, Китай; г — брелок. Металл. Израиль


Рисунок 19 — Предметы, выполненные в образе рыбы: а — деревянная расписная рыба, Чехия; б — сувенирная рыба. Дерево, бисер, проволока, бумага, Германия; в — керамическая подставка под горячее, Турция; г — серебряная подвеска, Россия; д — стеклянный магнит для холодильника, Турция; е — гравированная рыба на камне, Израиль


Рисунок 20 - Современное использование образа рыбы

ВЫВОДЫ

  1. Образ рыбы играет важную роль на всех этапах развития декоративно-прикладного искусства.
  2. Современное декоративно-прикладное искусство имеет тесную связь с древней традицией декоративно-прикладного искусства.
  3. В народном искусстве и народных промыслах для образа рыбы характерны обобщение, подчеркивание существенных деталей, символизм.
  4. Широкое использование образа рыбы в XX—XXIвв., причем часто этот образ не имеет прямого отождествления с утилитарным назначением предмета.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анохин В.А. Монетное дело Боспора/ B.A. Анохин. — К., 1986.
  2. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства/ А. де Моран. — М., 1982.
  3. Кутайсов B.A. Керкинитида/ В.А. Кутайсов. — Симферополь, 1992.
  4. На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Каталог выставки. — М., 2002.
  5. Писанки из коллекции художника Андрея Пушкарева. Комплект открыток. Днепропетровск, 2005.
  6. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта/ H.A. Померанцева. — М., 1985.
  7. Хохлова Е.Н. Зинаида Окулова. Комплект открыток. М., 1983.
  8. Художественные промыслы Украины. Киевщина. Комплект открыток. К., 1980.
  9. Художественные промыслы Украины. Львовщина. Комплект открыток К., 1984.
  10. Цаферис В. Путеводитель православного христианства по местам паломничества Святой Земли/ В. Цаферис — Херцлиа, 2008.

ОБРАЗ РИБИ В ICTOPIЇ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО МИСТЕЦТВА.

ЛЯШЕНКО М.Ф., ЛЯШЕНКО Ю.М.

У статтi дається аналiз ролi образу риби в исторiї декоративно-прикладного мистецтва; видiляються этапи еволюцiї цього виду мистецтва та його зв’язок з народними промислами.

FISH IMAGE IN THE HISTORY OF THE ARTS AND CRAFTS.

LYASHENKO N.F., LYASHENKO Yu. N.

The role of fish image in the history of the arts and crafts was scrutinized; stage of evolution and connections the arts and crafts with the folk art is emphasized.

ПУБЛИКАЦИЯ: Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Образ рыбы в истории декоративно-прикладного искусства // Рибне господарство Украïни, № 4. Керчь, 2010. С. 49-55.