Как писать про рыбалку (Литературная консультация Савелия Мормышкина)

 

Не грызите в отчаянье авторучки — вы спасены!

Это говорю вам я, Савелий Мормышкин, готовый поделиться с вами своим многолетним опытом. Нет, не по части ловли всяких там пескарей, подлещиков и прочих судаков — в этом деле удачи я, прямо скажу, не видал. А вот что касается писания рыболовных рассказов, тут уж я, как говорится, собаку съел. Можете верить, меня все редакции знают. Честное рыболовное! Едва я на порог — уже слышу: «Опять этот Савелий Mopмышкин!»

Понимаете: «этот». Не какой-нибудь там... Выделяют. Заметили. Но я не задаюсь. Наоборот, готов поделиться славой. Все-таки свои люди — рыболовы.

Итак, вы решили написать художественный рассказ на рыболовную тему? Отлично.

Прежде всего подумайте о названии. Оно должно быть броским, впечатляющим, оригинальным. Например, «Мой первый ерш». Или «Мой первый окунь». Или еще «Моя первая щука».

У одного Сабанеева упоминаются наименования шестидесяти трех рыб. Выбирайте любое. На шестьдесят три рассказа вам хватит. А ведь о рыбах писал не только Сабанеев. Не нравится? Пожалуйста, можно назвать рассказ еще оригинальнее. Например. «У костра», «У реки», «У озера». Что? Не хотите «у»? Пожалуйста: «на». «На реке», «На озере», «На берегу» и так далее. Главное — необычность, оригинальность.

Предположим, название вы нашли. Начали писать…

В рассказе вы должны сказать о том, как вы собирались на рыбалку, что с собой брали и чего не брали, кто при этом был, что говорил, завтракали ли вы, как насадили червяка (плевали на него или не плевали), как забросили снасть, как после этого сели (куда и на что сели), как закурили (что закурили: название, адрес табачной фабрики), как ждали поклевки, как клюнуло, как потянуло (кто потянул: рыба — вас или вы — рыбу), как вы, наконец, вытащили своего ерша или плотву, щуку, тайменя и им подобных, как вы опять закурили — от волнения (новая краска!), как вернулись домой, как вас встречали (кто встречал), что сказала соседка, что вы ей ответили и что вы вообще решили делать в жизни дальше.

Заполняя десять-двадцать страниц этими интересными подробностями, помните о языке. Язык повествования должен быть ярким, красочным, самобытным. В нем должен найти свое отражение ваш личный, неповторимый авторский почерк. Например, «Удилище согнулось в дугу» (оригинально, не правда ли?), или «Леса натянулась как струна» (это уже почти классика!), или (если на крючок села крупная рыба) «Зацеп! — подумал я. И вдруг... повело! Рука почувствовала непривычную тяжесть крупной рыбы».

Не забудьте упомянуть, что тело рыбы было «брусковатое», а дно реки «хрящеватое».

В вашем рассказе обязательно должен быть дед. Этакий дед-рыболов. Мудрый дед. Бородатый. С хитринкой. Рассказ без деда — это не рассказ. Дед передает вам свой опыт. От деда вы впервые в жизни узнаете самые сокровенные тайны рыболовного спорта. Например: рыбы живут в воде. Или: червяка насаживают на крючок (а не наоборот). Очень хорошо, если речь этого деда — живая, цветистая, словом, народная. Например: «Ить, как же! Куды?.. Знамо дело... Не клювало ноне... А пташки-то, а? Чистая хвилармония!..» И так далее и тому подобное...

В рассказе должно быть описание природы. Это придаст ему бóльшую художественность. Оживит. Создаст у читателя лирическое настроение. Но описание должно быть точным. Например, «Солнце взошло на востоке», или «С неба хлынул дождь», или «На зимний лед падал белый холодный снег», или «Вода была мокрой и скользкой».

Неплохо, если описание рыбалки вы расцветите, так сказать, местным колоритом. Например, вместо слов «удочка», «донка», «леска», «поплавок» будете писать «уда», «закидалка», «лёса», «наплыв» и так далее. Это, конечно, заинтересует читателя, и он будет думать, что вы ловили рыбу не на Москве-реке, а черт знает, в какой необетованной глуши!

И вообще не стесняйтесь показать свою эрудицию. Вместо слов «река», «озеро» или «пруд» пишите «водоем» вместо слова «клев» — «активный период» или что-нибудь еще позаковыристей.

Ну вот, пожалуй, и все. Рассказ, написанный по этому рецепту, немедленно несите в редакцию. Там, конечно, вам могут сказать: «Дорогой товарищ! А где же образы, где характеры героев, их взаимоотношения? Где ваше отношение к природе, восприятие ее, любовь к родному краю, стремление к его изучению, забота об охране его богатств? Где, наконец, практически полезные сведения, познавательное или воспитательное значение вашего рассказа?»

Мало ли что еще могут сказать! Не теряйтесь и отвечайте: «Я рыболов, я человек скромный. Если я все это напишу, что же тогда останется на долю наших маститых писателей?»

Если же на редактора это не подействует и рассказ ваш не примут — не беда. Взывайте к министерству культуры, жалуйтесь в общество по распространению, пишите в артель «Индпошив» — куда угодно, только не унывайте! Кто-нибудь откликнется. Нажмет. Глядишь, и напечатают. Ну немножко поправят вашу рукопись. Ну перепишут заново — от первой страницы до последней. А что, ведь они зарплату получают? Так пусть их потрудятся!

 

 Опубликовано в альманахе «Рыболов-спортсмен», № 20, 1964 г.