Салмина Е.В. Возможности реконструкции экологической ситуации по комплексам рыболовного инвентаря (по материалам раскопок в Пскове и Псковской земле)

Проблема изучения рыболовных принадлежностей из раскопок средневековых древнерусских поселений остается актуальной в настоящее время главным образом потому, что применительно к конкретным городам и местностям комплексный их анализ проводился лишь эпизодически. А. В. Куза, автор фундаментального труда по рыбному промыслу древней Руси, считал, что дальнейший процесс изучения рыболовства в общерусских масштабах затруднен в силу огромной вариантивности изготавливавшихся кустарным способом снастей, разнообразия природных условий, специфики хозяйства в отдельных регионах и полагал, что в дальнейшем будет изучаться рыбный промысел отдельных местностей.[1]

Накопление археологического вещевого материала, связанного с рыболовством, идет высокими темпами, однако эти находки по-прежнему считаются малоинформативными, поскольку их основной состав заведомо известен, типологизации, помимо самой общей, они не поддаются и датирующего значения не имеют. В связи с этим в настоящей работе и предлагается еще один способ использования комплексов рыболовного инвентаря как полноценного и не исчерпанного источника. Речь идет о связи между экологической

194

ситуацией на водоеме, на котором стояло поселение, и структурой сформировавшихся способов лова, определивших состав находок.

В настоящее время мы располагаем обработанными археологическими коллекциями рыболовного инвентаря из четырех памятников Псковской земли. Это собственно Псков, стоящий на двух реках с относительно сильным течением и плотным песчаным дном при наличии непосредственно рядом с городом (в его средневековых границах) затонов, Изборск, где практиковался рыбный лов на озерах с протоками, городище Камно, где лов производился на реке со спокойным течением и вязким илистым дном, и селище Выбуты, расположенное в районе бродов на реке с сильным течением и дном, представленным известняковой плитой, при наличии неподалеку затонов. При раскопках всех вышеназванных поселений были обнаружены достаточно представительные группы рыболовных принадлежностей, известных по раскопкам в других древнерусских поселениях — орудия ударного действия, аксессуары сетевого лова и крючные снасти.

Общее число орудий ударного действия (остроги, багры, охотничьи стрелы) среди прочих рыболовных принадлежностей, как правило, невелико, что нетрудно объяснить — рыба, порченая ударом остроги, не имеет спроса на насыщенном рыбой рынке, портится при заготовке без соли, этот способ ловли продуктивен лишь в определенный сезон и не дает, таким образом, стабильного заработка. В целом, эти орудия составляют: в Пскове — 2%; в Изборске — 5%; в Камно — 10%; в Выбутах — 20%. Таким образом, везде они в меньшинстве, по разница в процентном соотношении очевидна.

В Пскове низкий процент орудии ударного действия объясняется тем, что продуктивный острожный лов па р. Великой является строго сезонным, и сезон этот исчисляется буквально днями — днями половодья, нереста, весенней игры рыбы. В иное время возможно остроженье рыбы с лодки, «лучение», но этот способ требует серьезного навыка и специального снаряжения.

В Изборске сезон продуктивного острожения значительно дольше — в связи с тем, что рыба идет нереститься в озерных протоках, туда же она нередко заходит и в межсе-

195

зонье. На озерах возможно также и острожение рыбы в спокойной воде на мелководье.

Река Каменка с ее большими заокраинами также дает возможность межсезонной охоты на рыбу ударным способом, кроме того, ряд других непромысловых способов ловли там невозможен, вследствие чего орудия ударного действия здесь более популярны и составляют уже 10% коллекции.

На Выбутских бродах при прозрачной воде и небольшой глубине рыбу можно бить все теплое время года в любой удобный при ведении сельхозработ момент.

Следующая группа рыболовного инвентаря — принадлежности сетевого лова, к которым относятся собственно фрагменты сетей, установочные петли, поплавки и грузила. Традиционно они подразделяются по типам, нам же показалось уместным разделить их по способам лова.

Рассмотрим сначала комплекс оснастки и огрузки ставной сети. Первая выделенная подгруппа — это комплекс оснастки для простой (простой жаберной) сети[2]. К ее аксессуарам относятся установочные петли из прута, большие каменные (известняковые, песчаниковые) грузила и поплавки разных форм из дерева, сосновой коры, бересты, а также деревянные ботала — круглые и двурогие.

Вторая подгруппа ставных сетей — ставные многостенные (комбинированные) сети с разноячеистым полотном. Для их оснастки употреблялись, наряду с вышеописанными, и грузила более сложной конструкции — оплетенные прутом и берестой. Площадь этих грузил увеличивалась таким образом без увеличения их веса, чтобы они не запутывались в сетевом полотне и не проскакивали в ячеи нижнего подбора. Вместе с прочими поплавками для этих сетей применялись овальные и сегментовидные поплавки с двумя отверстиями, более жестко фиксирующиеся. Подобным образом огружались все сети типа невода.

К ставным сетям относятся также ловушки, курицы, сежи, мережи — вплоть до сетевых раколовок. В их оснастке употребляются известняковые и керамические овальные или дисковидные с отверстием в верхней части, а также любые поплавки, предпочтение среди которых отдается берестяным.

Интересны также сети для ловли «обметом», одно крыло которых огружалось заметно тяжелее другого. Следы таких сетей отразились в комплексах, где вместе найдены

196

каменные грузила с существенной разницей в размерах в весе.

Перейдем теперь ко второй крупной группе сетей — волоковым пли передвижным («отцеживающим»). К их оснастке прежде всего относятся грузила, которые имеют форму, пригодную для того, чтобы катиться: шаровидные, овальные, цилиндрические, кольцевидные с отверстием в центре. Для более крупных волоковых сетей изготавливались и дисковидные грузила из камня. Поплавки для этих сетей существенных отличий от прочих не имели.

Среди волоковых сетей можно выделить такую подгруппу, как плавные, т. е. сети с минимальной огрузкой для ловли рыб, проходящих в верхних слоях воды. Эти сети прослеживаются археологически по встречаемым вместе комплексам грузил малого веса.

Предметы оснастки сетей в целом на рассматриваемых памятниках составляют: в Пскове — 81%; в Изборске — 74%; в Камно — 75%; в Выбутах — 60%.

Преобладание этого способа ловли очевидно, однако гораздо более интересные результаты мы получаем при разделении аксессуаров сетей по группам и подгруппам (для подсчета взяты только вещи из неорганических материалов, т. к. степень сохранности органики в рассматриваемых памятниках неравномерна).

Ставные и волоковые сети соотносятся: в Пскове — как 83% и 17%; в Изборске — как 48% и 52%; в Камно — как 80% и 20%; в Выбутах — как 20% и 80%. Итак, ставной сетевой лов преобладает в Пскове и Камно, волоковый же чуть более популярен, чем ставной, в Изборске и категорически преобладает в Выбутах.

В Изборске оба вида ловли имеют свои преимущества — на глубоком озере лов ставной сетью менее трудоемок, но продуктивность его в разное время года неодинакова. Лов волоковой сетью на озере более сложен, но при процеживании одного из участков передвижной сетью уловистость обеспечивается в высокой степени.

В Пскове и Камно, напротив, более стабильный улов дает ставная сеть, перегораживающая реку пли путь в затон.

Использование классической крупной ставной сети в Выбутах практически исключено, ловля же волоковой сетью

197

там весьма продуктивна. Интересно отметить, что выбутские керамические грузила все имеют только шаровидную или овальную форму, что весьма резонно при ловле на реке, где дно представлено известняковой плитой с трещинами и неровностями, вследствие чего целесообразно сводить площадь соприкосновения грузила с дном к точке. Цилиндрические же грузила, удобные при песчаном дне, преобладают в Пскове.

Третья группа рыболовных орудий — крючные снасти. Они огружались грузилами тех же видов, но значительно меньших размеров, а также грузилами из вторичных материалов (например, из осколков гончарной керамики) и из свинца и оснащались поплавками, подобными сетевым, а также специальными поплавками-сторожками из палочки с выточенным местом для крепления.

Наиболее интересны сами крючки. Прежде всего, можно выделить удилищные крючки из железа, меди и бронзы, радиус изгиба которых не составляет более 1 см. Это обычные насадные крючки для ловли рыбы небольших и средних размеров. Внутри них можно выделить небольшие подгруппы — «мотыльные» крючки из цветного металла, тонкость цевья которых позволяет использовать самую малую насадку, а также довольно специфичные крючки с заметным утолщением у перехода от цевья в затылок. Бесспорного объяснения этой конструктивной особенности найти пока не удалось. Варианты объяснения на настоящий момент таковы: во-первых, утолщение могло служить своеобразным аналогом мормышки, тем более, что на двух таких крючках прослеживаются остатки лужения; во-вторых — что таким образом обеспечивался дополнительный пригруз крючка для подледного лова; в-третьих — утолщение могло быть тормозком для наживки, чтобы она не сползала выше по стержню; или тормозком для пойманной рыбы — для облегчения ее снятия.

Вторая подгруппа крючков — переметные, для охоты «дуром» на крупную рыбу, железные, с прямым или изогнутым стержнем.

Третья подгруппа — «животные», т. е. живцовые, для крупных удилищ и донок. Конструкция их такова, что насаженный живец кажется естественно плывущим.

Четвертая группа — крупные, весьма разнообразные по материалам и форме крючки с радиусом изгиба более

198

1 см — для закидушек, донок, поставуш, подпусков и других снастей.

Нас интересовал также еще один способ функционального разделения крючков па группы — по углу отгиба жала относительно цевья. Крючок с большим углом был приспособлен для ловли рыб с мягкими тканями рта, крючок с меньшим — для ловли хищных рыб.

С крючным ловом связаны блесны, среди которых можно выделить две группы — блесны-дорожки из цветного металла, иногда — с орнаментом, имитирующим рыбью чешую и массивные блесны для подледного лова — свинцовые, оловянные, железные.

Крючные снасти в целом составляют: в Пскове — 19%; в Изборске — 20%; в Камно — 15%; в Выбутах — 20%.

Соотношение крючных снастей между собой дает более интересные результаты. Оснастка удилищ, аксессуары снастей типа переметов и аксессуары донных снастей соотносятся: в Пскове — как 33% :5% :62%; в Изборске — как 74% : 13% : 13%; в Камно — как 80% : 20% :0%. Крючки из Выбут было решено не рассматривать по группам, т, к. отдельные группы оказываются представленными только одним экземпляром.

Хорошо заметно, что в Пскове предпочтение отдано пассивным способам лова, эффективным па реках с песчаным дном, немалую роль играла и ловля на удилища. Удилищный лов был предпочтителен в условиях озерного лова в Изборске. Особенностью коллекции крючных снастей из Камно является полное отсутствие донных снастей, применение которых, было нецелесообразным при вязком илистом дне.

Можно отметить также наличие связей между составом рыбного стада водоемов, реконструируемого по остеологическим находкам, и составом инвентаря. Если и остроги, и сети в этом смысле не дифференцируются, то крючки для ловли различных видов рыб обладают определенными особенностями. Остеологический материал из Пскова и Изборска позволяет говорить о более высоком процентном содержании хищных рыб семейства окуневых и щуковых в озерах Изборска, чем в Пскове. Вполне согласуется с этим тот факт, что крючки с большим и малым углом отгиба жала относительно цевья соотносятся между собой в Пскове как 1 : 1, а в Изборске —1:2.

199

Итак, на данном материале прослеживается определенная связь между составом рыболовного инвентаря и характеристиками водоема. В нашем случае характеристики водоемов, о которых шла речь, были известны и по другим источникам, однако мы можем столкнуться и с коллекциями рыболовного инвентаря из поселений у уже исчезнувших или изменившихся до неузнаваемости в силу изменения экологической обстановки небольших водоемов. В таких случаях коллекции рыболовного инвентаря могут послужить одним из источников воссоздания этой информации.

200

[1] Куза Л. В. Рыбный промысел в Древней Руси. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1970.

[2] Здесь и далее употребляется ряд терминов по книгам: Пономарев М. В. Рыболовное снаряжение и другие приспособления рыбного лова, употребляемые в России // Вестник рыбопромышленности. I, XIX. СПб., 1880; Сабанеев Л. И. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Киев, 1959.

ПУБЛИКАЦИЯ: Салмина Е.В. Возможности реконструкции экологической ситуации по комплексам рыболовного инвентаря (по материалам раскопок в Пскове и Псковской земле) // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород, 1996. Вып.10. С. 194-200.