Дун-Бескровная О. Этюд о рыболовстве

alt

Анстратер настолько мал, что его с большой натяжкой можно назвать городом. Он больше по­хож на деревушку. Но этот го­родок - самое старинное ры­бацкое поселение на восточном побережье Шотландии. В до­кументах, относящихся к XIV веку, упоминается, что жители Анстратера издавна занимались морским промыслом. Здесь и бы­ло решено создать специальный рыбацкий музей. Среди собран­ных в нем со всей Шотландии экспонатов - модели рыбо­ловных судов, разнообразные сети, старинные карты Северного моря и Атлантики с указаниями мест, богатых рыбой. Орудия ловли, которыми пользовались шотландские рыбаки на протяже­нии столетий, также представ­лены в экспозиции.

Создание музея говорит о том, что рыбаки в Шотландии (как и в других странах мира) поль­зуются большим уважением у сограждан. Да и неудивитель­но: в рыбной ловле, в освоении этого искусства люди издавна проявляли такие качества, как смелость, выносливость, терпе­ние, ловкость, смекалка и... хитрость.

Каких только способов рыб­ной ловли не изобрел человек!

Индейцы, населяющие джунг­ли по берегам бесчисленных рек Суринама, не пользуются ни неводами, ни удочками - они бьют рыбу из луков. Долгие часы, притаившись у воды, тер­пеливо ждет лучник, пока не по­кажется спина рыбы. Вот она! Звенит тетива - и стрела из крепкого дерева пронзает жерт­ву. Добыть рыбу надо первой же стрелой, иначе тебя не будут счи­тать рыбаком. Об этом во все­услышанье объявят старейшины, и даже малые дети станут сме­яться над неудачником. Самым же большим позором считает­ся, если соплеменники соберут необходимую сумму денег и, вручая ее незадачливому рыба­ку, скажут: «Сбегай-ка, парень, в лавку да купи себе удочку... Рыбу ловить не умеешь».

На озере Рудольф африкан­цы из племени туркана ловят рыбу коллективно с помощью верши. Это конусная корзина диаметром побольше метра и высотой около метра, состоит она из нижнего обода, нескольких сходящихся вверху дуг, опле­тенных грубой бечевой так, что образуются при этом крупные ячеи, в которые свободно проходит рука. Полтора десят­ка мужчин, зашедших далеко в воду, шеренгой идут к берегу, загоняя рыбу криками на от­мель. Испуганные рыбы мечут­ся, выбрасываются на поверх­ность. Тут-то их и накрывают вершей, прижимают ко дну, а за­тем рукой через ячейку вы­таскивают.

Любопытный способ ловли применяют рыбаки племени инту в Бирме. Лодку они ведут стоя; ловушку для рыбы - ныряющую клетку наподобие вентеря не ставят в воду, а ме­чут с лодки, как гарпун. Все остальные снасти и способы лов­ли они считают слишком пас­сивными. Куда проще, говорят они, увидев крупного карпа или сома, одним броском накрыть его «ныряющей клеткой». Правда, озеро Инле, где рыбачат инту, мелкое, а вода в нем прозрач­ная - это и способствует успе­ху такой ловли.

Люди из племени эльмоло в Кении уверены, что их способ рыбной ловли - самый труд­ный. Вместо лодок они пользу­ются плотами из пальмовых бре­вен, а рыбу добывают гарпуна­ми. Вооруженный гарпуном ры­бак выходит на плоту в озеро в тихую погоду. Он плывет, зор­ко всматриваясь в воду, час, дру­гой... Вдруг поднимает гарпун и мечет его в невидимую с бе­рега цель. Попал! Древко уходит в воду, плот опасно кренится и несется, все ускоряя ход, за ры­бой. Рыбак изо всех сил старает­ся удержаться на плоту, не вы­пуская из рук веревки. Борьба длится минут 30-40, а порой и дольше. Зато и рыба попадается на загляденье! Недаром весь берег усыпан крупными костя­ми, рыбьими головами размером с хорошее ведро, а рыбаки курят трубки, сделанные из огромных рыбьих позвонков...

Однако способы и орудия рыб­ной ловли у разных народов - тема неисчерпаемая. Поэтому вернемся к стародавним вре­менам.

Уже тогда рыбой не только питались, но и... лечились. К при­меру, древние греки широко ис­пользовали в медицине мор­скую рыбу. Рыбьей желчью в смеси с медом лечили болез­ни глаз. Из внутренностей скумб­рии готовили снадобье от головной боли.

А уж как изощрялись кули­нары! Греки любили блюда из соленого тунца. Из него делали фарш с добавлением сала, меда и овсянки, из фарша готовили тефтели, завертывали их в ли­стья фигового дерева и туши­ли на огне.

В Древнем Риме в честь ры­баков был учрежден праздник, который отмечался, по словам Овидия, в июне на берегах Тибра. Римские граждане гордились, если в их имена входили назва­ния рыб. Между прочим, и в на­ше время в столице Норве­гии Осло есть рыбный ресто­ран «Кит» (хоть кит - и не рыба). Если вы можете пред­ставить документ, что вас зовут Ионим, Иоон и т. п., то вы мо­жете рассчитывать здесь на бесплатное жаркое из китового мяса. Если же ваша фамилия Ионсон, Ионин и т. п., то вы име­ете шанс пообедать здесь за счет хозяина. (Вряд ли надо напо­минать здесь библейскую ле­генду о Ионе и ките.)

Одной из самых рыбных дер­жав мира была Древняя Русь и Россия. В Древней Руси зна­чительную часть посадского на­селения в городах составляли рыбаки. Правда, называли их ловцами, а торговцев рыбой - рыбаками. С морской рыбой рос­сияне познакомились в эпоху Петра I. Первой морской ры­бой, обогатившей русский стол, была треска.

В XVIII веке русские дво­ряне, считавшие себя ценителя­ми изящной французской кух­ни, переняли и французское на­звание соленой трески - «ла­бардан». Читатели, конечно, помнят, как Иван Александро­вич Хлестаков - гоголевский «ревизор» - после обильного уго­щения у городничего удаляется в спальню, повторяя «Лабардан! лабардан!».

Огромную популярность во всем мире завоевали русские рыбные супы. «Если черепахо­вый суп у англичан есть суп национальный, то у русских, ве­роятно, уху можно признать за самый национальный суп», - к такому выводу пришел знаме­нитый французский кулинар Ан­туан Карем после тщательного изучения русской кухни. И он был прав. На Руси были извест­ны двойная и тройная уха, слад­кая и пластовая, черная и опеканная. Русские повара гото­вили уху по-монастырски, по-царски, по-архиерейски, по-астра­хански. А еще была уха рядовая и вялая, парадная (с шафра­ном) и по-крестьянски.

К ухе подавали слоеный рыб­ный пирог или кулебяку, пи­рожки с начинкой из рыбы, риса и яиц. Гурманы, знающие толк в рыбной кухне, утверж­дают, что уха - пища богов. Кстати, согласно античному ми­фу, богиня Венера угощала своего скучающего супруга рыбным су­пом, и он от этого становился ве­селее и нежнее.

И в конце, чтобы не быть го­лословной, приведу несколько рецептов старинной русской кухни.

 Уха обыкновенная

Сварить бульон из кореньев и пряностей, процедить, положить 2-3 фунта очищенной, посоленной и разрезанной на куски рыбы (щука, окунь, ерш), толченных или нашинкованных кореньев, варить до готовности. Перед обедом влить, если кто желает, полстакана шампанского, положить 3 ломтика лимона и петрушку.

 Русская ботвинья холодная

Ботву молодой свеклы припустить для мягкости, листья крапивы ошпарить кипятком. Нарезать зеленый лук, укроп и вместе с щавелем, ботвой и крапивой положить в кислый квас. Отдельно подать соленую рыбу.

 Расстегай с рыбой

Приготовить постное тесто на дрожжах, взять 1 фунт судака или щуки (ставриды), очистить от костей, изрубить, поджарить в полстакане растительного масла, прибавить немного молотого перца, мускатного ореха, соли, зелень петрушки. Все это хорошо размешать, раскатать кружечками тесто, положить на них фарш а сверху ломтик семги или сига, а потом опять немного фарша, загнуть края теста так, чтобы пирожки имели продолговатую форму и середина была открыта. Выпечь.

ПУБЛИКАЦИЯ: Дун-Бескровная О. Этюд о рыболовстве // Рыболов: двухмесячное приложение к журналу «Рыбоводство», № 2. М., 1985. С. 55-57.