gototop

Новые статьи

Зеленский И. Материалы для географии и статистики России. Минская губерния (Раздел «Рыбная ловля»)
Что же касается рыбной ловли, то, без сомнения, она имеет большее значение, чем охота на диких зверей и птиц, потому... Читать далее...
Евдокимова О.В. Рыболовство в традиционном мировоззрении коми-пермяков
  Человек в своей активной деятельности постоянно соприкасается с миром природы. Хозяйственные занятия часто формируют направление творческой народной мысли, развитие и... Читать далее...
Золотухин С.Ф., Лебедюк В.А. Некоторые особенности древнего рыболовства на Нижнем Амуре
На р. Тунгуске (приток р. Амура) обнаружен фрагмент оригинальной рыболовной снасти, предназначенной для лова рыбы на крупных реках со льда.... Читать далее...

Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Рыба – древняя монограмма имени Иисуса Христа

Зарождение христианского искусства относится ко II в. н. э. Вынужденные скрывать места своих молитвенных собраний, христиане не могли строить храмов и были вынуждены использовать иные помещения. В древнем Пантикапее, например, в качестве тайной молельни рабочие-христиане, предположительно, использовали высеченную в скале цистерну для хранения воды, во время ее ремонта [1]. В Риме местами сбора христиан были катакомбы. Там христиане хоронили умерших и совершали богослужение. В катакомбах сохранились образцы христианского искусства [2].
Для живописи и скульптуры христиан того времени характерны символические изображения. Под символом понимается «идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указание на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком» [3]. А.В. Луначарский отмечал важность символа в искусстве и определял его как «конкретный, доступный нашему воображению образ, который означает что-то, само по себе нашему воображению недоступное».
Особенно распространены были изображения доброго пастыря, виноградной лозы и рыбы (рис.). На что же иное, недоступное нашему воображению, указывает рыба, как христианский символ?
 
alt
Рыба. Христианский символ. Мозаика III в.
 
Рыба, по-гречески ΙΧΘΥΣ (ихтиˋс) — это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв пяти греческих слов: Ίησοΰζ Χριστόζ Θεοϋ Υίόζ Σωτήρ  (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) [4].
Помимо формального уровня «рыбный» символ является христианским по существу: рыба как символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия (где рыба заменяется хлебом и вином; вспоминается евангельский мотив насыщения рыбой и хлебами). Иногда называют в ранней христианской литературе Иисуса Христа «Рыбой» [5].
Широко известен образ апостолов-рыбарей Петра и Андрея [6], которых Иисус обещал сделать «ловцами человеков» (Матф. 4, 19). Когда говорят «непогрешимый наместник на престоле Рыбака» [7], имеют в виду папский престол, где папа рассматривается как наместник св. Петра, который был рыбаком. Отсюда иносказательная окраска сцен ужения и ловли сетью рыбы в средневековом европейском искусстве, многочисленные изображения рыбы на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.
По христианскому учению, Иисус Христос — Богочеловек, одно из Лиц Троицы, Бог-Сын, воплотившийся в человеческом образе и принесенный в жертву Богом-Отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Иисус — личное, земное имя Богочеловека («Иисус» — греческая передача еврейского личного имени Йешу(а), исходная форма — Йегошуа в переводе с еврейского означает: «Сущий — спасение» или «Бог помощь, спасение»). Христос (перевод на греческий еврейского слова Мессия, Машиах) означает Помазанник. В Ветхом Завете так называли царей и пророков. Пророки учили, что замыслы Божии в мире будут осуществлены высшим Помазанником — Христом. Помазанник — происходит от обряда посвящения на служение и сопровождается помазанием елеем, которое в древности символизировало сохранность, прочность. Они также учили, что с приходом Мессии Сам Бог явит Себя миру (Ис. 9,6—7; 11, 1—10; Иер. 31, 31; Мих. 4, 1—4). В лице Христа оба пророчества (обетования) исполнились.
Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (старословянское «Спас», греч. Σωτηζ, часто прилагавшееся к языческим богам, особенно Зевсу, также к обожествленным царям). Оно воспринималось как перевод по смыслу имени «Иисус», его эквивалент [8].
 
Литература:
1. Пантикапей. Археологический портрет исчезнувшего города. М., 2001. — С. 16—17.
2. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1947. — С. 516.
3. Лосев А.Ф. // Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т. 5 — С. 10.
4. Христианство: Энциклопедический словарь. — М., 1995. — Т. 1. — С. 658.
5. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1998. — Т. 2. — С. 393.
6. Библия. — М., 1999.
7. Нотебоом С. — Ритуалы. М., 2000. — С. 71.
8. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1998. — Т. 1 — С. 490.
 
 

ПУБЛИКАЦИЯ: Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Рыба – древняя монограмма имени Иисуса Христа // Рыбное хозяйство Украины, № 5. Керчь, 2004. С. 55-56.

 

Поделиться:
Обсудить в форуме
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Публикации

Чернецов А. В., Куза А. В., Кирьянова Н. А. Земледелие и промыслы (Раздел Рыболовство)
Рыболовство. История рыбного промысла, рассматриваемая в плане общих закономерностей развития... Читать далее...

Публикации

Адалова З.Д. Развитие рыбопромышленности Дагестана в конце XIX - начале XX вв.
  В статье говориться об истории становления и развития рыбного промысла... Читать дальее...
Вы находитесь здесь: