Савичев. Рыболовство в Большешальском приходе, Каргопольского уезда

Рыбный промысел в Большешальском приходе развит в весьма слабой степени и только с небольшим десятку жителей приносит существенную пользу. Рыба ловится в мелких, глухих озерках, сгруппированных в юго-восточной части владений прихода. Всех озер, в которых водится рыба, насчитывают восемь: Калистово, лежит среди болота того-же имени, на юго-восток от погоста в 5 ½ вер., длиною 3 вер. и шириною около 2 ½ вер.; на восток, в одной версте от него — Черное (название свое озеро получило, вероятно, от темнаго цвета воды и чернаго цвета водящейся в нем рыбы), около 1 в. в длину и ширину; в 5 ½ в. на восток от Чернаго — Осиновое (название получило озеро от недалеко растущаго от него осиноваго леса), круглое, около версты в диаметре; в 200 саж. на юг от него — Иваново (названо так по имени одного священника, жившаго в Большой-Шалге около 90 лет тому назад и любившаго ловить рыбу только на этом озере), длиною 2 в. и шириною около версты; в одной версте от Иванова, на юго-запад — Белое (названо так по цвету воды и рыбы), длина и ширина ея около пол-версты; на юго-юго-запад от него, в разстоянии 400 саж. — Лобское, около пол-версты в длину и ширину, самое глубокое из всех упомянутых озер; глубина его доходит до 8 саж.; а на север от него, в 2 ½ в. — Филиппово (названо так по имени когда-то утонувшаго в нем рыбака Филиппа), круглое, около пол-версты в диаметре; в 4 верстах от него, на юг — Боровое (Бор), около 300 саж. длина и ширина.

Все перечисленныя озера лежат среди болот; берега их низменны, болотисты; по берегам встречается много лыв, зыбунов и ручьев, которые далеко вдаются в болота и делают озера почти недоступными, особенно в весеннее время, при разлитии воды. Дорога к ближайшему к деревням озеру Калистову очень неудобна — нужно пробираться по набросанным вдоль дороги бревнам с колом и то с величайшею осторожностию, потому что по бокам дороги и на ней встречается много топких мест, и малейшая оплошность в таких местах стоит охотнику жизни; к остальным же озерам нужно пробираться без всякой дороги топкими болотами, в которых вязнет нога по-колена.

В озерах водится рыба двух родов щука и окунь и то не во всех, а только в Калистове и Черном; в остальных же только окунь. Лет пятнадцать тому назад один из здешних рыбаков (кр. деревни Кузина — Василий Белоборов) вздумал было развести в озере Калистове ершей и плотву, для чего достал из озера Лача 150 шт. самых крупных ершей и 70 шт. плотиц средней величины и пустил их в озеро; ерши, по всей вероятности, есть и теперь, потому что, спустя 3 года после спуска, пара их попала тому-же рыбаку; теперь же их не могут добыть, за неимением рыболовных снарядов; плотиц же после спуска никто из рыбаков не встречал. Рыбаки говорят, что их уничтожила крупная щука в тот же год. Ловлею рыбы в упомянутых озерах из местных жителей занимается не более 100 чел. только весною и летом, в остальное же время года, за неимением рыболовных снастей, ловля не производится. Лодки, употребляемыя рыбаками для промысла, — тесовки, о трех набоинах (трехнабойницы). Из рыболовных снарядов, употребляемых здешними рыбаками, для окуня служат: верша, сак и обыкновенная удочка; для щуки — курма и дорожка.

Устройство верши следующее: вырубаются тонкия, около пол-вершка в диаметре, березки или ели и из них загибаются четыре лучка (в загибах делаются зарубки) и из них складывается кубический или призматический станок так, чтобы концы одного лучка входили в зарубки другого; сторона такого станка равняется 12‒14 вершкам. Затем из крепкой пеньковой или льняной пряжи вяжется одноперстная сетка в 115 ячей (в ячейку сетки проходит один палец); этою сеткою и обтягивается станок; с двух боковых сторон во внутрь станка протягивается по горлу, для входа рыбы в вершу, длиною каждое в 20 ячей; горла делаются одно повыше другаго; отверстие в конце горла, чрез которое попадает рыба в вершу,

645

растягивается четырьмя тонкими веревочками, прикрепленными к дереву противоположной стороны станка. К двум лучкам основания верши, за средину, привязывается веревочками по 5-ти фунтовому камню, оплетенных берестой, а за средину двух верхних лучков привязываются одинаковой длины веревочки, верхние концы которых завязываются узлом, за средину узла привязывается веревка из лыка, длиною около 1 саж. и более, смотря по глубине места, куда ставится верша. К концу этой веревки привязывается кол, который и служит поплавком для верши; в средине основания верши в сетке делается небольшое отверстие для вытряхивания рыбы; отверстие это, когда опускают вершу в воду, затягивают веревочкой. К сторонам верши, в которых находятся горла, прикрепляются веревочками небольшия елки для того, чтобы рыба, во время нароста, терлась о них и в большем количестве забивалась в вершу.

Для ловли рыбы вершею выбираются места с песчаным дном и травянистыя. Ставится верша на глубину одной и двух сажен, на разстоянии 10 саж. одна от другой, по прямой линии. В хороший лов верши осматриваются каждодневно, а в плохой — через двое суток, по утрам; в хороший лов в вершу набивается от 3 до 5 фунт., в плохой — от 1 до 2 фунт. окуней; попадаются в вершу изредка и щуки, около фунта весом. Для осмотра верши лодка привязывается к колу, который вбивается близ каждой верши или возится для этой цели в лодке.

Лучше всего ловится в вершу окунь на озере Иванове, но, за дальностью разстояния, там ловят мало. Самый лучший лов окуня бывает весною, около Николина-дня, когда озера совсем очистятся от льда, и начнет нароститься окунь, что продолжается около двух недель; в течении же остальнаго времени весны и летом для ловли окуня употребляется сак и обыкновенная удочка.

Устраивается сак так: берется еловый шест, длиною около 3 саж., толщиною около 1 ¼ вершка в комле; толстый конец шеста (пята) заостривается; на аршинном разстоянии от заостреннаго конца выдалбливается в нем дыра. Затем из тонких берез или елей делается два полукруга (клепины), из которых загибается обруч; два соединенных конца клепин крепко связываются берестой, а другие два вкладываются в дыру, выдолбленную в шесте и прикрепляются к нему также берестой; обруч делается величиною около сажени в диаметре и около 5 саж. в окружности. На разстоянии 1 ½ аршин от первой дыры, в шесте выдолбливается другая дыра, в которую вставляется о трех пальцах супротивник; концы пальцев супротивника обвиваются вокруг обруча и оплетаются берестой или лыком. Приготовив таким образом деревянную часть сака, вяжут такую-же частую сетку, как и для верши в 500 ячей, около трех маховых сажен длиною; к концу сетки ячеи делаются все мельче и мельче, и конец сетки все больше и больше суживается. Затем, из сетки сшивают конусообразный мешок, длиною около 3 мах. саж. Широкий конец мешка прикрепляется к обручу тонкой бичевкой, продевая ее в каждую ячею сетки и обивая вокруг обруча. В узкий конец мешка кладется камень, около 2 фунт. весом, для того, чтобы во время спуска сака в воду, он тянул его ко дну и не давал мешку наплывать на обруч. Для ловли рыбы саком также выбираются места песчаныя и травянистыя. Место, куда нужно спускать сак, огороживается с четырех сторон сваями, к которым привязываются ели и березы. Опустив сак в воду, рыбак сидит неподвижно в лодке в течении четверти часа или по другую сторону лодки закидывает удочку с насаженным на крючек окунем для щук и крупных окуней. По прошествии четверти часа, сак вытягивается осторожно из воды и из него вынимается рыба. Самый лучший лов окуня саком бывает около Иванова-дня (24 июня). В это время, за один раз, саком вытягивают по 5 и более фунтов окуней, и в день наловливают более 5 пудов. Крупный окунь и щука в сак попадают очень редко. На крючек рыбу ловят только летом; для крупных окуней и щук на крючек насаживается мелкий окунь и лягушка, для мелких окуней служит приманкой обыкновенный земляной червь.

Для ловли щук весною, во время разлития воды, употребляется обыкновенная курма, об одном крыле и двух хвостах, натянутых на обручи, с горлами внутри. Щук в курмы ловят только с Егорьева (23 апреля) и до Николина-дня (9 мая). Курмы ставятся в лывы и ручьи, которых вокруг большешальских озер очень много и в которыя весною щука охотно заходит метать икру. На дорожку ловят щуку только летом в сенокос.

Самый лучший лов рыбы бывает, как говорят рыбаки, «на ветху месяца», т. е. когда бывает луна в последней четверти.

Количество добываемой всеми рыбаками рыбы упомянутыми снарядами в течении года простирается до 120 пуд., а именно окуней около 100 пуд. и щук около 20 пуд., которых далеко недостаточно для прихода в 600 душ. Часть добываемой рыбы сряду же, по приносе ея домой, распродается свежею, по фунтам, местным жителям, а остальная сушится и засаливается для собственнаго семейства рыбака. Мелкий окунь продается по 2 коп. за фунт, крупный — 2 ½ и 3 к. за фунт; щука — 4 и 5 к. за фунт. Здешняя щука очень жирна и славится своим вкусом.

Вообще, рыболовство в Большешальском приходе находится в зачаточном состоянии, да и средств к улучшению его здешними рыбаками покуда никаких не придумано. Сетями и неводами в здешних озерах, по уверению рыбаков, ловить положительно невозможно, потому что дно озер сплошь завалено сучьями и сгнившими стволами деревьев (кокорьями), о которые в один лов можно изорвать самыя крепкия сети. Кроме того, во время сильных ветров, в сети набивается столько тины, «что рыбе, как выражаются рыбаки, совсем нельзя заточить носа в сетку».

646

ПУБЛИКАЦИЯ: Савичев. Рыболовство в Большешальском приходе, Каргопольского уезда // Олонецкие губернские ведомости, № 60. Петрозаводск, 1889. С. 645-646.