Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Рыба – древняя монограмма имени Иисуса Христа

Зарождение христианского искусства относится ко II в. н. э. Вынужденные скрывать места своих молитвенных собраний, христиане не могли строить храмов и были вынуждены использовать иные помещения. В древнем Пантикапее, например, в качестве тайной молельни рабочие-христиане, предположительно, использовали высеченную в скале цистерну для хранения воды, во время ее ремонта [1]. В Риме местами сбора христиан были катакомбы. Там христиане хоронили умерших и совершали богослужение. В катакомбах сохранились образцы христианского искусства [2].

Для живописи и скульптуры христиан того времени характерны символические изображения. Под символом понимается «идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указание на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком» [3]. А.В. Луначарский отмечал важность символа в искусстве и определял его как «конкретный, доступный нашему воображению образ, который означает что-то, само по себе нашему воображению недоступное».

Особенно распространены были изображения доброго пастыря, виноградной лозы и рыбы (рис.). На что же иное, недоступное нашему воображению, указывает рыба, как христианский символ?

 

Рыба. Христианский символ. Мозаика III в.

Рыба, по-гречески ΙΧΘΥΣ (ихтиˋс) — это монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв пяти греческих слов: Ίησοΰζ Χριστόζ Θεοϋ Υίόζ Σωτήρ  (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) [4].

Помимо формального уровня «рыбный» символ является христианским по существу: рыба как символ веры, чистоты девы Марии, а также крещения и причастия (где рыба заменяется хлебом и вином; вспоминается евангельский мотив насыщения рыбой и хлебами). Иногда называют в ранней христианской литературе Иисуса Христа «Рыбой» [5].

Широко известен образ апостолов-рыбарей Петра и Андрея [6], которых Иисус обещал сделать «ловцами человеков» (Матф. 4, 19). Когда говорят «непогрешимый наместник на престоле Рыбака» [7], имеют в виду папский престол, где папа рассматривается как наместник св. Петра, который был рыбаком. Отсюда иносказательная окраска сцен ужения и ловли сетью рыбы в средневековом европейском искусстве, многочисленные изображения рыбы на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.

По христианскому учению, Иисус Христос — Богочеловек, одно из Лиц Троицы, Бог-Сын, воплотившийся в человеческом образе и принесенный в жертву Богом-Отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Иисус — личное, земное имя Богочеловека («Иисус» — греческая передача еврейского личного имени Йешу(а), исходная форма — Йегошуа в переводе с еврейского означает: «Сущий — спасение» или «Бог помощь, спасение»). Христос (перевод на греческий еврейского слова Мессия, Машиах) означает Помазанник. В Ветхом Завете так называли царей и пророков. Пророки учили, что замыслы Божии в мире будут осуществлены высшим Помазанником — Христом. Помазанник — происходит от обряда посвящения на служение и сопровождается помазанием елеем, которое в древности символизировало сохранность, прочность. Они также учили, что с приходом Мессии Сам Бог явит Себя миру (Ис. 9,6—7; 11, 1—10; Иер. 31, 31; Мих. 4, 1—4). В лице Христа оба пророчества (обетования) исполнились.

Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово «Спаситель» (старословянское «Спас», греч. Σωτηζ, часто прилагавшееся к языческим богам, особенно Зевсу, также к обожествленным царям). Оно воспринималось как перевод по смыслу имени «Иисус», его эквивалент [8].

 Литература:

1. Пантикапей. Археологический портрет исчезнувшего города. М., 2001. — С. 16—17.

2. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1947. — С. 516.

3. Лосев А.Ф. // Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т. 5 — С. 10.

4. Христианство: Энциклопедический словарь. — М., 1995. — Т. 1. — С. 658.

5. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1998. — Т. 2. — С. 393.

6. Библия. — М., 1999.

7. Нотебоом С. — Ритуалы. М., 2000. — С. 71.

8. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1998. — Т. 1 — С. 490.

ПУБЛИКАЦИЯ: Ляшенко Н.Ф., Ляшенко Ю.Н. Рыба – древняя монограмма имени Иисуса Христа // Рыбное хозяйство Украины, № 5. Керчь, 2004. С. 55-56.