gototop

Новые статьи

Яниш Е.Ю. Результаты определения костей рыб (Мангуп-Кале, 2009-2010 гг.)
  Остеологический материал для исследования был получен в результате археологических раскопок, проводившихся на территории княжеского дворца (XV век) «пещерного города» Мангуп-Кале... Читать далее...
1817 г. Положение о запрещении устраивать на Западной Двине рыболовные заколы из свай
26.876. — Майя 22. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров. — О запрещении устроивать на Западной Двине рыболовные заколы из свай.   Комитет, по выслушании прилагаемой... Читать далее...
Попеско Г. Спортивное рыболовство в Англии и Франции
  АНГЛИЯ Рыболовный спорт в Англии имеет большое распространение. Увлекаются им и стар и млад, мужчины и женщины. Организации рыболовов группируются по... Читать далее...

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография (§31. Рыболовство. §32. Ловушки для рыбы. §33. Обряды рыбаков.)

 § 31. Лишь в очень немногих районах рыбная ловля является у восточных славян основным способом добывания пищи. Современное отношение к ней выражено в русской пословице: «Рыбка да рябкú — потерять деньки».
Наиболее древние способы ловли рыбы теперь применяются довольно редко, так как способы эти были рассчитаны на большое количество рыбы в реке. Для этого не требовалось никаких приспособлений, рыбу ловили руками. При благоприятных обстоятельствах способ этот встречается и теперь. Волков (Украина), Романов и Еремич (Белоруссия) описывают ловлю рыбы руками, мало отличающуюся от того способа, которым животное хватает рыбу лапой. Согласно Еремичу (1868), дети в засушливые годы ловят рыбу в пересохших прудах; в этом с ними соперничают

100

свиньи. Зимой на продýхе, т. е. когда рыбы, задыхаясь от недостатка воздуха, в огромных количествах скапливаются у незамерзших мест реки так плотно, что воткнутый между ними кол стоит как будто вбитый в землю, тогда надо только брать их руками и бросать на лед. Летом прямо с лодки ловят руками линей и налимов; около берега в ямах и в траве ловят также другую рыбу и раков. Этих последних приманивают по ночам на свет, зажигая на берегу лучину, а также на мясо, которое привязывают к палке (белорус. лúбела, лúбило).
Черпающие орудия рыбной ловли выполняют ту же роль, что и человеческая рука, но с большим успехом. Таков, например, сачок (сак, сетка, намет;белорус. сачóк, таптýха, таптáла; укр. хвáтка, пiдсáдка). Сплетенный большей частью из ниток, он имеет форму конического мешка, укрепленного на деревянном дугообразном ободе и с длинной ручкой (до 650 см). Этим приспособлением рыбу черпают (сакáют, сáчат) в мутной воде во время ледохода, или кладут его на дно реки и тянут по дну к берегу. Иногда рыбу загоняют в сачок, топая ногами, и т. п. Другое приспособление, очень похожее на это, но без ручки, кладут на дно реки, часто с приманкой, и затем вытаскивают его за привязанную к нему веревку (так называемая пóмча, подъем). Иногда при этом рыбу травят кукольваном.
Другой способ рыбной ловли состоит в том, что рыбу бьют тупым или острым орудием. У всех русских и белорусов широко распространен прием глушить рыбу; украинцы этого способа не знают. Глушат рыбу в начале зимы, когда лед еще тонок и прозрачен. Берут деревянную колотушку (кий, кóлот; белорус. даўбавешка, даўбéшка) и сильно бьют ею по льду в том месте, где видна неподвижно стоящая рыба. Рыба на какое-то время теряет способность двигаться и всплывает наверх, где ее и ловят руками.
Из острых орудий рыбной ловли у всех восточных славян сохранилась только острога (белорус. óстi; укр. óстi, сандóля, сандóва). На рис. 25 изображена такая белорусская восьмизубая острога без деревянного черенка, однако чаще встречаются остроги с меньшим количеством зубьев, от трех до пяти. На конце каждого зуба имеется небольшой острый зубец, направленный кверху. Ловлю рыбы острогой русские обычно называют луч, лучéнье. Это название связано с тем, что такой вид рыбной ловли возможен лишь в темные осенние ночи, при искусственном освещении. Жгут сосновую лучину, для чего на носу лодки имеется специальное железное приспособление. В Белоруссии его называют каган (см. рис. 26), а на севере России — коза (см. рис. 27 из Вологодской губ.). Угли горящей лучины падают в воду. В мелких местах, где обычно спит рыба, яркий свет пронизывает воду до самого дна. Лучéбник (рыбак, действующий острогой) бьет рыбу острогой и вытаскивает ее. На Белом море при ловле мор-

101

alt
 
25. Белорусская острога. Могилевский уезд

ского зверя и рыбы пользуются также гарпуном; там его называют кутúло. В отличие от остроги оно прикреплено веревкой к лодке и имеет лишь один зуб с зазубриной, который, проткнув рыбу, у некоторых видов гарпуна легко отделяется от черенка. Гарпун бросают, острогой же рыбу бьют, не выпуская черенка остроги из рук. Значительно реже встречается теперь другое колющее орудие для ловли рыбы, так называемый багóр. Это простой железный крюк, укрепленный на длинной тонкой рукоятке. На уральских реках, где до сих пор сохранилась ловля рыбы с помощью багра (багренье), длина черенка колеблется от 5 м (так называемый сормовóй багор, т. е. употребляемый при ловле в мелких местах, которые здесь называют сормá)до 18 м. Черенок состоит из трех сделанных из дерева частей: нáвязь, комелéк и багровúще. Багром ловят рыбу зимой. Отыскав место, где остановился косяк рыбы (ятóвь), делают во льду прорубь, опускают в нее багор и начинают двигать его вверх и вниз, захватывая при этом рыбу. Очень редко пользуются коротким багром на ремне (так называемый абрáшка). Кроме Урала багром пользуются на Байкале, а также на озерах Бессарабии, где украинцы зимой ловят им карпов. Там багор называют живодiр. В реках, впадающих в Белое море, и в Онежском озере применяют так называемые кокоткú. Это нечто вроде небольшого якоря, четыре лапы которого имеют острые зазубренные крюки. Кокотки на веревке опускают через прорубь на дно реки и сразу же поднимают их; их погружают и поднимают непрерывно, пока не поймают налима.
Общеизвестные удочки отличаются от багров тем, что на крючок удочки насаживают приманку. Однако рыболовные снасти с крючками, но без приманки широко распространены и теперь. Из них следует назвать давно уже запрещенные, но тем не менее применяемые повсюду переметы, которые называют также черная снасть, шашкóвая снасть, балбéрочная, самолóв, укр. кармáк. К длинной тонкой веревке, иногда до 1 км длиной, привязывают на расстоянии 20 см друг от друга крючки, каждый из которых прикреплен к леске длиной до 40 см, с поплавком. Эту снасть натягивают поперек реки, прикрепив ее концы к кольям или камням. Благодаря течению реки крючки начинают

alt
 
26. Белорусское приспособление для освещения воды
при ловле рыбы острогой. Могилевский уезд
 
102

alt
 
27. Севернорусское приспособление для освещения воды
при рыбной ловле. Вологодская губ., Сольвычегодекий уезд

шевелиться и захватывают рыбу за бок или за хвост. Эта же снасть, но с наживкой на каждом крючке, называется ярусы, продóльники, кусовáя снасть, животнáя снасть, мáсельга.
§ 32. Следующим типом рыболовной снасти можно считать различные ловушки. Их плетут из тонких прутьев или ниток. Они имеют форму конуса, в который вставлен другой конус, более короткий (см. рис. 28, на котором изображена верша из Вологодской губ. под названием киньгá). Снасти этого типа отличаются друг от друга некоторыми деталями и материалом, из которого они сделаны. Часть их делают из прутьев, обычно ивовых. Это вéрша, нéрет, мóрда и мéрда, кингá, сýрпа, кýжа, курдюм, кýбарь; белорус. кош;севрус. отыкýшка, вересчанка. Два последних названия (Вологодская губ.) объясняются тем, что в эту снасть втыкают кругом можжевеловые ветки. Мерéжа, кýрма, комлáч, крылéна, фитúль, вятель, вентерь, белорус. жак плетутся из ниток; у пяти последних по бокам крылья. Бедá, хап(б)оша (южрус.), ятерь, ятiр (укр.), вáнда, иж (севрус.) отличаются своими размерами; их делают и из прутьев и из ниток. Ставят их так же, например в местах прорыва мельничной плотины.
Севернорусские рыбаки иногда обмазывают внутреннюю поверхность верши приманкой для рыбы, и такие верши называются намазýшки. Более распространен другой способ заманивать рыбу в вершу. Реку перегораживают забором, сквозь который рыба пройти не может; в середине забора оставляют узкий проем, около которого на дне реки помещают вершу. Рыба за неимением другого прохода поневоле идет в вершу, выбраться оттуда она не может.
Заборы на реках бывают двух видов: 1) легкие, сделанные из тонких досок, из камыша, из соломенной рогожи; их называют котцы, (укр. кiтцi, кóти, гард;белорус. котцы, закóты); 2) крепкие и прочные, которые могут выдержать даже весенний ледоход; их делают из столбов и называют езы, заéзки, закóлы, запóры, жал, белорус. ез, укр. iз. На рис. 29 мы видим такой закол, который ставят на р. Чилиме в Сибири. До появления пароходов заколами перегораживали в нижнем течении Каму, недалеко от впадения в нее реки Вятки. Теперь на больших реках ставят только прибрéжники, т. е. заколы не на всю ширину реки, а лишь на 10—20 м от берега.
Кроме верши и сходных с ней ловушек, о которых уже шла речь, у заколов ставят и другие снасти. К ним относится, например, кутéц  ‑ нечто вроде длинного и широкого мешка (сачка) длиной 6 м. Внутри мешка пропущены нити, концы которых

103

alt
 
28. Севернорусская верша из прутьев для рыбной ловли.
Вологодская губ., Сольвычегодский уезд

тянутся к рыболову, сидящему наверху на заколе. Эти концы (пóслухи) рыболов наматывает себе на пальцы или вокруг ушей. Благодаря этому он ощущает каждое движение в мешке, вызванное попавшей туда рыбой, и сразу же закрывает мешок. Иногда послухи привязывают к изогнутому пруту, на котором висит колокольчик; звон этого колокольчика служит для рыболова сигналом, что рыба попала в мешок. Закол с такой ловушкой называется сéжа (от глагола «сидеть», первонач. «съдъти»).
Рассмотрим подробнее еще две своеобразные ловушки, не имеющие ничего общего с заколом. Южнорусские Орловской губ. ставят осенью в глубоких местах близ берега садкú. Садок — это большая сделанная из хвороста клетка без одной из стенок и без дна. Такой садок устанавливают на дне реки и прикрывают сверху жердями и щебнем. Поздней осенью, чтобы перезимовать в уединенном месте, туда забиваются целые косяки рыбы. Зимой в морозы рыбаки, поднимая шум, гонят ее оттуда, и напуганная рыба попадает в мешок, приставленный к боковому отверстию садка.

alt
 
29. Севернорусский закол для ловли рыбы на реке Чулым в Сибири

104

Украинцы при ловле голавлей в лагунах Азовского моря пользуются так называемой дорожкой, или чакáнкой (т. е. «сделанной из камыша»). Это нечто вроде камышового ковра, ширина которого 3 м, длина — 15—20 м; края его загнуты кверху и книзу и образуют закраины. В тихие и ясные, но безлунные ночи такие дорожки расстилают на поверхности воды. Известно, что голавли боятся темных предметов и даже тени на воде и всегда стараются через них перепрыгнуть. Прыгнув, они попадают на дорожку, с которой не могут выбраться: этому препятствуют края, загнутые внутрь.
Сети, в сущности, также являются ловушками. В одном виде сетей рыба запутывается в ячеях. Такие сети обычно ставят в воде неподвижно, вертикально; они состоят из двух рядов (стен), первый из которых — более редкий, второй же, напротив, чаще. Такой вид сетей носит название ставные сети. Их местные названия тенетó (Псков), режáк, частýшка, ахáн, бóтальница, плáвенка, пóплавь, мерсóвка, кáлега, мережа;белорус. крыга, уклéйня, сець; укр. сiть, сiтка, áва.
 
alt
 
30. Севернорусский тягловый невод. Вологодская губ., Сольвычегодский уезд
31. Севернорусский поплавок. Вологодская губ., Сольвычегодский уезд

Другой вид сетевидной ловушки — нéвод, состоящий из большого мешка (матня, мáтица, кнея, кормá) и крыльев по бокам (см. рис. 30). Рыбу тянут в матне. Длина невода, в зависимости от величины реки или озера, колеблется от 85 до 650 м. Большой невод, например тагáс на Белом озере, состоит из нескольких частей с ячеями разной величины, имеющих различные названия: притóн или косяк, палéвка, тагасóк или частая, мережка, редкýшка. Такой невод требует 25—40 рабочих, которые составляют особую артель с выборным старшиной (ватамáн). Обычный невод (запáс, невěд; укр. невiд) требует летом 4—12 рабочих, а зимой, когда его тянут подо льдом от одной проруби к другой, 10—14 человек, керег(в) óд — 3 человек в лодке, чап — 4 человек; мутнúк — 2 человек. У мутника особенно мелкие ячеи и специальные веревки, которыми мутят воду. Разновидностью невода является также брéдень (иначе — бродцы, волокýша, волочóк, полозóк, недóтка), который два человека тянут по дну озера или пруда.

105
alt
 
32. Севернорусское бóтало. Вологодская губ., Сольвычогодский уезд

Как и все сети, повод держится на воде с помощью поплавков (наплавóк, см. рис. 31), привязанных к верхнему краю невода; большой деревянный поплавок, который привязывают к концу матни невода, носит особое название: лóвда, плýга, плýжка. По нижнему краю невода привязывают глиняные грузила (грузúло, кúбас, опóка); нередко это камни, обернутые берестой.
При пользовании целым рядом рыболовных снастей надо напугать рыбу, чтобы загнать ее в сеть. Для этого обычно употребляют бóтало (севрус, бот, бóто, бóтало, мтáло, имтáло, бóталка, бóтка;южрус. болт, хлуд; белорус. баўтáло;укр. бовт); это палка с полым коническим утолщением на конце, которой бьют по воде (бóтают, см. рис. 32). Вместо этого высверленного конуса на конце палки укрепляют половы бересты (севрус. рóхаль). Иногда пользуются палкой с толстым набалдашником (севрус. тóрбало, тóрбалка). Прибегают и к другим способам, например пугают рыбу, ударяя деревянной колотушкой по обоим бортам лодки с наружной стороны. Это делают в тех случаях, когда ловят рыбу артелью (севрус. кóлот).
Сети плетут обычно сами рыбаки из конопляных или, реже, льняных нитей различной толщины. При плетении пользуются двумя основными приспособлениями: укр. глúця, рус. игóлка или челночóк, которые одинаковы у всех восточных славян и у их соседей (литовцев, финнов и тюрков). У иголки из дерева, длиной в 20—30 см и шириной в 2—5 см, в нижнем конце имеется выемка, а в верхнем прорезь с язычком (см. рис. 33). При плетении сети иголку обматывают нитью, закрепленной на язычке прорези и в нижней выемке. Лопатка бывает разной ширины, в зависимости от размера ячей сети. Длина лопатки — до 20 см (на рис. 33 она слева от иголки). Иногда на конце лопатки бывает отверстие, в которое вставляют большой палец левой руки. На лопатке плетут петли, закрепляя каждую узлом. Завязывая каждую последующую петлю, пропускают нить через предыдущую. Эти петли — ячеи сети. Когда определенное количество ячей, разное для каждого

alt
 
33. Южнорусское приспособление для плетения сетей: иголка и челнок.
Харьковская губ., Змиевский уезд

106
 
типа снасти, сплетено, первый ряд снимают с лопатки и плетут следующий, пропуская при этом нить через соответствующую петлю первого ряда. На рис. 34 изображен белорус (Игуменского уезда Минской губ.), который плетет сеть (по фотографии А. Сержиутовского, принадлежащей Русскому музею в Ленинграде).
§ 33. Среди обычаев рыбаков особого внимания заслуживают жертвы, которые приносят водяному перед началом лова: бросают водяному две-три маленьких рыбки, крошки хлеба, посудину с остатками вина, щепотку табака и т. п. Водяной перегоняет рыбу с места на место и иногда выпускает ее из сети. Неудивительно, что, начиная лов, рыбаки вынуждены с ним считаться. На Онежском озере рыбаки накануне Николина дня (6 декабря) делают на берегу похожее на человека соломенное чучело, надевают на него портянки и рубаху и в дырявой лодке спускают его на воду. Разумеется, оно тонет. Это и является жертвой. Чтобы лов был удачным, севернорусские Вологодской губ. первую забитую острогой рыбу закапывают в землю.
В Пинежском уезде (Архангельская губ.) первую пойманную рыбу всегда съедает сам рыбак. Там же существует своеобразный обычай: поймав маленькую рыбку, рыбаки бьют ее и приговаривают: «Пришли отца, пришли мать, пришли тетку» и т. д., и затем бросают ее обратно в реку (Ефименко).

alt
 
34. Белорусское приспособление для плетения сетей.
Минская губ., Игуменский уезд

107

В Архангельской губ. рыболовецкая артель перед началом лова разрезает буханку хлеба на куски (так называемые шахмачú)и бросает их в сеть. Затем она на небольшое расстояние протаскивает сеть по льду, после чего атаман вынимает шахмачи из сети и раздает их рыбакам. Рыбаки усаживаются вокруг сети и съедают хлеб, как будто это их улов. Это, несомненно, магический обряд, который должен обеспечить удачный лов.
Очень распространено у русских рыбаков табу на слова. На всех морях и больших озерах запрещено произносить определенные слова: медведь, заяц, поп, лиса и т. п. Слово «медведь» вызывает бурю. Нарушившего этот запрет сажают голым задом на перевернутый котел для варки пищи всей артели и два-три раза поворачивают. Эта процедура считается позорной, и такой вéрченый всеми презираем.
Покровителем рыбаков считается апостол Петр. Петров день, 29 июня, рыбаки празднуют особенно торжественно. Старые рыбаки украшают себя в этот день растением «Петров крест».

108
 
§35. Литература. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименко, Часть I. Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877, с. 71 и сл. (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, т. ХХХ. Труды этнографического отдела, кн. V, вып. 1); Исследования о состоянии рыболовства в России. Т. I-IX. СПб., 1860-1875; Браунер А. Заметки о рыболовстве на р. Днестре и Днестровском лимане в пределах Одесского уезда. – Сборник Херсонского земства. Херсон, 1887, 1887, № 3, май-июнь, отдел третий, с. 1-52; Вовк Хв. Украiнське рибальство у Добруджi. – Матерiяли до украïнсько-руськоï етнологiï, т. I. Львiв, 1899, с. 33-52; Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. М., 1890, с. 35-37 (Известия Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, т. LXIX. Труды Этнографического отдела, кН. XI, вып. 1).

114

ПРИМЕЧАНИЯ

§31-33. О рыболовстве на Русском Севере (орудия, способы лова, формы владения и пользования водными угодьями) см.: Бернштам Т.А. Рыболовство на русском Севере во второй половине XIX – начале XX в. (по коллекциям и архивным материалам этнографических музеев Ленинграда). Л., 1972, с. 62-98 (Сборник МАЭ, т. 28); О промыслах на Белом море, рыболовных верованиях, обычаях, обрядах: Бернштам Т.А. Поморы: формирование группы и система хозяйства. Л., 1978, 176 с., ил.; она же. Русская народная культура Поморья в XIX– начале XX в. Этнографические очерки. Л., 1983, 233 с., ил.; Браiм У.М. Рыболоŷство ŷ Беларусi. Гiсторыка-этнаграфiчны нарыс. Мiнск, 1976. – 135 с.


ПУБЛИКАЦИЯ: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1991. – 511 с. (§31-33 – с. 100-108)

Поделиться:
Обсудить в форуме
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.

Публикации

Салмина Е.В. Рыболовство средневекового Пскова по данным археологии
Предметом данного исследования является рыболовство средневекового Пскова по археологическим материалам,... Читать далее...

Публикации

Васильева А. В. Особенности рыбного промысла населения Недвиговского городища
                Материалом для настоящей работы послужили костные остатки рыб, извлеченные... Читать далее...

Публикации

Маан О. В. Рыболовство в Абхазии
Исследования поселений прибрежной полосы эпохи ранней бронзы показали, что в... Читать далее...

Публикации

Адалова З.Д. Развитие рыбопромышленности Дагестана в конце XIX - начале XX вв.
  В статье говориться об истории становления и развития рыбного промысла... Читать дальее...
Вы находитесь здесь: Библиотека Тематический каталог Новое и новейшее время: этнография, краеведение, фольклор Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография (§31. Рыболовство. §32. Ловушки для рыбы. §33. Обряды рыбаков.)