Аверкиева Ю.П. Рабство у индейцев Северной Америки (раздел «Рыболовство»)

alt

Запруда для ловли лососей. Квакиютль.

19

Рыболовство, охота и собирательство. Это своеобразное единство общественной жизни у племен северо-западного побережья объясняется сходностью их хозяйствен­ной деятельности, одинаковым уровнем развития производи­тельных сил. Главным занятием индейцев этого района является рыболовство. Доминирующая роль его, в значительной сте­пени, обусловливалась тем, что заливы и реки побережья изобиловали различными видами рыбы.

Главную роль в хозяйстве играли лососи. «Реки Британ­ской Колумбии посещают по крайней мере семь разновидно­стей лосося», - пишет Prince - комиссионер рыболовных уго­дий Канады.[1] Кроме лососей, в больших количествах выла­вливалась треска, камбала, сельдь и аляскинский снеток ThaleichthusPacificus. Из последнего вываривался жир, единственный жировой продукт на побережье.

Мягкий морской климат побережья позволяет ловить рыбу почти круглый год. Ранней весной ловится сельдь, затем, с мая-июня, начинается ход лосося, различные виды кото­рого сменяют друг друга до глубокой осени.

У Princeже мы находим следующие данные в отношении хода рыбы: «чавычи первыми поднимаются из моря. Они идут от весны до июля, но не очень многочисленны для того, чтобы их консервировать. Они часто появляются зимой в проливе Георгия, и индейцы ловят их. Нерка или красная рыба наиболее ценна из всех пород... Она идет в реки в громадных количествах от июня до сентября. Кижучь по­является в меньших размерах и позже и идет до ноября. Salmogardneryловится всю зиму и идет не так густо, как нерка... Затем идет кета ...она плоха. Горбуша появляется несколько раньше, чем закончился ход нерки, и так как она коммерчески не выгодна, то надоедает рыбакам, которые иногда вылавливают в утро до 60000 штук горбуши и 15 - 10 000 нерки».[2]

21

Лисянский приводит следующие сведения о ходе рыбы применительно к Аляске. «В феврале-марте появляется у бе­регов сельдь, которую ловят неводами. В июне - наибольший ход красной рыбы, нерки, за красной рыбой следует гор­буша, хайко и, затем, кижучь».[3] Он говорит лишь о четырех видах лососей, наиболее экономически выгодных, но данные о чередовании рыбы не расходятся со сведениями Prince. У цимшиян существует легенда о ходе различных видов ло­сосей. Эта легенда не расходится с вышеприведенными дан­ными. Начинается она так. Мальчик попал в деревню весен­них лососей (чавычи), которая находится на дне моря. «Ран­ней весной вождь племени чавычи посылает разведчиков узнать, выпали ли в реки Насс и Скина листая тополя. После известия о выпадении этих листьев вождь лососей собирает свой народ и приказывает ему собираться ехать в реки. По пути они заехали в поселок Кижучь и жители последнего сообщили гостям, что они тоже пойдут в реки, как только гости отойдут на некоторое расстояние». Затем чавычи встре­тили на своем пути челноки Salmog-ardnery, которые пере­двинулись в реки ранней весной, а теперь уже возвращались домой. «Вскоре они подъехали к большому поселку горбуш. Вождь горбуш сообщил вождю чавычи, что и они подни­мутся в реки Скина и Насс после того, как пройдут Salmo- gardnery. Затем они подъехали к одному поселку; дома в нем были украшены радугой. Это был поселок кеты. Здесь за­явили, что они пойдут после горбуши. После этого племя ча­вычи подъехало к поселку племени кижучь, которые сооб­щили: «Мы будем ждать поздней осени и выйдем как раз перед тем временем, когда будет лед на реках». Затем они подъехали к поселку форелей, которые попросили их обо­ждать, так как они хотели итти впереди (чавычей). Чавычи согласились».[4]

В настоящее время все рыболовные угодья индейцев на­ходятся в руках канадского правительства и правительства США. На pp. Фрезер, Насс, Скина и Речном заливе расположены рыбоконсервные фабрики канадских и американских капиталистов. «Особенно экстенсивно ведется работа на реке Фрезер», - сообщает Prince.[5] Эти фабрики работают исклю­чительно во время наибольшего хода рыбы. Индейцы могут запасать рыбу для себя только в осенние и зимние месяцы, когда она особенно малочисленна.

Техника рыболовства у племен северо-западного побе­режья достигла значительного совершенства в смысле диференциации орудий и приспособления их к различным усло-­

22

 

alt

Типы запруд для ловли лососей. Квакиютль

23

виям. Ловили рыбу с помощью запруд, сетей, крючков, острог, граблей и сачков. Основной вид вылавливаемой рыбы - лосось ловился, главным образом, с помощью запруд. Су­ществовало несколько типов запруд в зависимости от реки, в которой ловилась рыба. Поперек узкой реки сплетали из прутьев забор, к которому вверх по течению прикреплялась длинная корзина-верша, куда заходила рыба. В более широ­ких реках, на одной из сторон, при помощи бревен, сло­женных друг на друга, устраивался узкий проход, в который ставилась длинная, овально сплетенная корзина-верша (морда). В других случаях устраивался углом из бревен забор, а с вну­тренней стороны угла, посредине, выкладывалась из камней загородка, которая задерживала повернувшую обратно рыбу.

Кроме запруд, лососи ловились еще в незначительных количествах на крючки, а в поздние сезоны их убивали дву­конечной острогой. «В мелких реках, - пишет Goddard, - кета легко ловится на крючок, прикрепленный к длинной жерди, причем крючок тащится по дну реки вслед за челноком ры­бака. Рыба идет в таких количествах, что несмотря на то, что рыбак ее не видит, успех ловли обеспечен».[6]

В устьях рек лососи ловятся с помощью сетей, сплетен­ных из волокна крапивы. Ловля сетями производится с двух лодок, между которыми она натягивается. Сейчас ловля про­изводится почти исключительно с помощью сетей и в зна­чительном количестве употребляются моторные лодки. Кроме лосося, играющего главную роль в существовании индейцев, большое значение имеет палтус; он ловится почти круглый год, правда - зимой в незначительных количествах. Его ловят с помощью специально для этого изготавливаемых деревян­ных крючков, насаженных на веревку из крапивы. Нутка и квакиютль гнут крючки из распаренного дерева; на севере употребляется крючок в форме острого угла, тоже из де­рева, орнаментируется резьбой и заканчивается острым ко­стяным наконечником с наживленным червячком (рис., стр. 27). Квакиютль опускают в воду крючки парами (рис., стр. 28). Треска ловится также при помощи деревянных крючков. ThaleichthusPacificusи сельдь ловились при помощи особых граблей с ко­стяными зубцами, замененными позже железными гвоздями. Кроме того, ловили их при помощи сетей, натянутых между двумя лодками. Икру сельди собирали на еловые ветки, разбросанные в воде вдоль берега.

По свидетельству всех исследователей этого района, рыба вылавливалась в громадных количествах. К сожалению, цифр, указывающих на размеры лова, почти нет, за исклю­чением указания Krauseв отношении тлинкит, и то не по

24

 

alt

Запруда для ловли Thaleichthus Paciphicus.

 

основному виду рыбы, а в отношении ThaleichthusPacificus, которая вылавливалась исключительно для жира. Ее в боль­ших массах вываривали с помощью горячих камней в зако­панных в песок лодках. В отношении этой рыбы Krauseдает цифровые данные, согласно которым трехместный чел­нок, наполненный рыбой, давал до 5-6 галлонов жира. «В 1802 г. у чилкат на человека приходилось от 8 до 12 чел­ноков жира»,[7] следовательно, по 40-60 галлонов. Несмотря на отсутствие данных о размерах улова лососей, все же можно предполагать, что уловы были весьма обильны, исходя из сведений о громадных количествах рыбы, появляющейся в реках побережья, и принимая во внимание эффективность и приспособленность к условиям лова рыболовных средств. Здесь создались такие условия производства, при которых, как указывает Энгельс, «рабочая сила человека становится способной давать значительно больше продуктов, чем это необходимо для существования производителя».[8]

25

alt

Рыболовный крючок.

27

 

alt

Рыболовные крючки. Квакиютль.

28

[1]Dawson, North America, pp. 499—502.

[2]Ibid, pp. 499-502.

[3] Лисянский, Путешествие вокруг света, стр. 95—96.—См. также: Крузенштерн, Путешествие вокруг света, стр. 95.

[4]Boas, Tsim. Mythol., pp. 195—197.

[5]Dawson, North America, p. 502.

[6]Goddard, Indians of the Northwest Coast, p. 67.

[7]Krause, Tlinkit-Indianer, p. 178.

[8] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 150.

 

 

ПУБЛИКАЦИЯ:  Аверкиева Ю.П. Рабство у индейцев Северной Америки. М.-Л., 1941. – 103 с. (Раздел Рыболовство» - с. 22-25.)