Аров В.Н. Способы добычи и обработки рыбы у коренных народов Камчатки

 

Ко времени присоединения к России Камчатку населяли ительмены, жившие в центральной части полуострова, коряки — на севере, айны (курильцы) — на юге (впоследствии они покинули Камчатку).

У ительменов рыболовство составляло основную отрасль хозяйства, важную роль оно играло в хозяйстве коряков и курильцев. Первые исследователи жизни и быта коренного населения Камчатки отмечали, что основными объектами промысла являлись рыбы лососевых пород. Об этом же говорят и данные археологов, исследовавших стоянку предков ительменов на Ушковском озере близ Козыревска. Они доказали, что место для стоянки было выбрано не случайно: на берегу нерестового озера, обильного рыбой и не замерзающего зимой. Люди, жившие здесь, занимались рыболовством, охотой и собирательством. Найдены кости лососевых и других рыб, а также изображение божества в виде рыбы.

Раскопки показывают, что у предков ительменов центральной Камчатки главным занятием было рыболовство, а у оседлых коряков на Севере полуострова — как морской зверобойный промысел, так и рыболовство.

Способы рыбной ловли у оседлых коряков (нымылан) и у курильцев (айнов) сходны с ительменскими. Ительмены ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Каждая ительменская община жила на реке, владея рыболовными угодьями.

С. П. Крашенинников отмечал, что рыба у камчадалов "за хлеб их почесться может"[1]. Полтора века спустя В.Н. Тюшов также писал: "Главным занятием жителей... является рыболовство, так как рыба составляет существенную и единственную их пищу. Рыба у них поедается за завтраком, рыба идет на обед, с рыбой пьется чай, и рыба же составляет ужин"[2].

О роли рыбных промыслов для населения Камчатки Н.В. Слюнин пишет: "Для всего оседлого населения... лов рыбы служит единственным и исключительным источником существования. Рыбные промыслы жителей делятся на вспомогательные и основные; первые служат для временного продовольствия уже начинающего ранней весной го-

15

лодать населения, а во время вторых все внимание населения направлено к заготовке корма как для себя, так и для собак"[3].

Рыболовный сезон имел свой календарь. С.П. Крашенинников отмечал, что камчадалы называют летние месяцы по породам рыб, идущих на нерест. Первым вылавливали гольца, когда в апреле – мае верховья рек очищались ото льда; в июне — корюшку, которая заходила в реки, в мае – июне — чавычу, в июле начинался массовый лов горбуши; самые важные промысловые рыбы — кету и кижуч — ловили в августе – сентябре; в октябре – ноябре вновь заготавливали гольца. В некоторых местах, особенно у морского побережья, имел место и подледный лов.

Основными орудиями промысла лососевых были запоры и сети. Незначительное количество рыбы добывали острогой. В начале сезона, когда в реках стояла еще большая вода, ительмены ловили рыбу сетями, изготовленными из крапивных нитей. В изготовлении сетей существовало разделение труда. Заготовкой и обработкой крапивы, скручиванием из ее волокон нитей занимались женщины, а сети вязали пожилые мужчины. Инструментами при этом служили игла, мерка и вешалка, к которой прикрепляли сеть. Размеры иглы и мерки зависели от того, для какого вида рыбы изготовлялась сеть. Поплавки делали из дерева, а грузила — из камней.

В.Н. Тюшов так описывает процесс лова сетями: "В июне месяце... они по ночам промышляют рыбу — чавычу, ... которая первая поднимается из моря в вершины рек для метания икры... Ловят сетями, или, как они говорят, плавят рыбу, обыкновенно соединяясь в партии по четыре человека на два бота, и за одну ночь добывают (уплавляют) до 20—30 штук"[4].

Большую часть рыбы заготавливали с помощью запоров. Их устанавливали почти на каждой реке после спада большой воды и использовали с конца мая до поздней осени. Подготовка частей запора, их ремонт начинался обычно в апреле.

Ительмены строили несколько видов запоров, которые отмечались принципами действия, типом ловушки и объектом лова. Пользовались ими коллективно. В мелководье река перекрывалась изгородью, и от количества участников, строящих запор, зависело число устанавливаемых в центре ловушек. В одних видах запоров рыба, идущая против течения, попадала в ловушку через оставленную щель, в других — сгонялась по течению неводом. В.Л. Комаров в начале ХХ в. встретил модернизированный тип запора, который бытовал только среди камчадалов и ставился на небольших реках: "Это — ящик во всю ширину реки, передняя и задняя стенки его закрыты решетками из прутьев, привязанными к поперечным брусьям, а по бокам устроено два помоста и

16

около них паевые ящики. Рыба идет по дну и, если нижняя решетка запора приподнята, подлезает под нее. Очутившись в запоре, рыба... останавливается, и когда ее накопится много, то ловцы становятся на боковых площадках и крючками таскают рыбу из воды, бросая на помост, где ее глушат и распределяют по паевым ящикам"[5].

Лов сельди или бельчучей, как ее называли камчадалы, С.П. Крашенинников наблюдал в Вилючинском озере, которое отделяется от моря узкой косой и соединяется с ним протокой. Сельдь заходит в озеро осенью, шторма замывают протоку, которая вновь образуется в марте, когда от тающих снегов вода в озере начинает прибывать. "Сельди, желая тогда возвратиться в море, ежедневно приходят к истоку... и стоят тогда там до самого вечера... Камчадалы... делают в том месте прорубь и опускают невод, навешав в середине его сельдей несколько для приману, после того закрывают прорубь рогожами..., а когда невод наполнится, вынимают невод с несказанным множеством рыбы, которую камчадалы, нанизав на лыка вязками, кладут на санки и отвозят в юрты"[6].

Летом сельдь ловят сетями на устьях рек и варят из нее жир, "который вареного из других рыб жиру несравненно лучше". Из Нижне-Камчатска такой жир развозили в другие камчадальские острожки, стоящие далеко от моря.

О способах заготовки рыбы сообщают практически все исследователи Камчатки. Заготовка рыбы впрок производилась несколькими способами: вялением, квашением, замораживанием, солением и копчением. Эти способы практически не изменялись до начала ХХ в. и, можно предположить, что они использовались и в глубокой древности.

Первые сведения о заготовке рыбы аборигенами Камчатки сообщает В. Атласов: "А питаются рыбой и зверем, а едят рыбу сырую, мерзлую, а в зиму рыбу запасают сырую: кладут в ямы и засыпают землею, эта рыба изноет, и тое рыбу, вынимая, кладут в колоды и наливают водою, и разжегши каменья, кладут в те колоды и воду нагревают, и ту рыбу с тою водою размешивают и пьют, а от тое рыбы исходит смрадный дух, что русскому человеку по нужде терпеть мочно"[7].

Об этом же способе приготовления рыбы у курильцев упоминает и найденный Атласовым на Камчатке японец, который рассказал, что "товарищи-де ево два человека, живучи у курилов, померли, потому что они к их корму не привычны: кормятся де они, курилы, гнилою рыбою и кореньем"[8].

Г.В. Стеллер отмечал: "Самый обыкновенный, быстрейшим образом заготавливаемый и чаще всего встречающийся провиант как для

17

людей, так и для собак, состоит здесь из квашеной рыбы, называемой "кислой"[9]. Для этого обычно в яму, обложенную травою, укладывали свежую рыбу. Сверху ее накрывали слоем травы и затем засыпали землей. Квашеная рыба употреблялась в пищу вплоть до ХХ в., о чем сообщал В.Н. Тюшов. Позднее она шла на корм собакам, а для себя приготавливали лишь квашеные рыбьи головы.

Спустя сорок лет после В. Атласова С.П. Крашенинников пишет, что из лососей камчадалы делают "юколу, которую вместо хлеба употребляют, из них — порсу, из которой пекут пироги, оладьи, блины и караваи, из них жир варят, которым довольствуются вместо коровьего масла, из них делают клей на домовые нужды..."[10].

Юкола, то есть вяленая рыба, по словам С. П. Крашенинникова "главная их пища, которую должно почесть за ржаной хлеб". Ее "делают они из всех рыб лососья роду"[11]. Для приготовления юколы рыбу разделывали, отделяя мясистую часть от хребта. Затем ее развешивали на сушила под открытым небом. Через два — три дня рыбу развешивали на жердях под крышей балагана на сквозняке, защитив от прямых солнечных лучей, дождя. Для отпугивания мух под балаганом разводили костры-дымоходы. Более подробно описывает обработку лососевых С. П. Крашенинников: "Каждую рыбу разнимают на шесть частей, бока с хвостов особливо вешают и сушат на воздухе, и сия сушеная рыба свойственно юколой называется; спинки и теши, или по их пупки, особливо готовят... Головы квасят в ямах, пока весь хрящ не покраснеет, и едят их... почитая за приятное кушанье, хотя вони от них терпеть почти не можно. Тело, которое по снятии боков остается на костях, особливо снимают и сушат вязками, которое в толчении употребляют, а кости на особливых же вязках сушат для содержания собак своих"[12].

Больше всего юколы делали из кеты и кижуча. Чавыча, писал Крашенинников, "не столь густо идет как прочие, и для того нигде на Камчатке юколы из нее не делают, кроме самой реки Камчатки, однако и там чавычья юкола не ежедневно в пищу употребляется, но хранится по большей части для праздников, и для угощения приятелей"[13].

Ительмены вялили мойву и корюшку, о чем сообщает Г. Стеллер. Мойву сушили под открытым небом прямо на песке или соломенных циновках. Крупную корюшку попарно вплетали в сухую траву и сушили в таких вязках. Поздней осенью и зимой рыбу замораживали.

Лососевую икру ительмены приготовляли, как сообщает С.П. Крашенинников, тремя способами: "1) сушится на воздухе вязкой; 2) вынимается из перепонки... и наливается в стебли или дудки различных трав, а особливо сладкой травы (пучки — В.А.), и у огня су-

18

шится; 3) делается прутьями, и в месте травяном сушится"[14]. Четвертый способ приготовления икры встречался преимущественно у коряков: "Свежую икру кладут они в ямы, устланные травою и, закрыв травою и землею, квасят, и сия кислая икра почитается у них за такое же приятное кушанье, как у нас зернистая икра свежая. Но коряки квасят оную в мешках кожаных, а не в ямах"[15]. О применении сушеной икры С.П. Крашенинников сообщает: "Никто не ходит на промысел или в дорогу без сухой икры как без надежного содержания. Буде у камчадала фунт икры, то он долго жить может без другой пищи..."[16].

Запасали ительмены и рыбий жир. Его вытапливали из рыб разных пород, вываривая в батах (лодках) с помощью раскаленных камней. Больше других ценился жир сельди.

С.П. Крашенинников описывает способ изготовления порсы, или чуприков: рыба разных пород высушивалась над очагом, растиралась в порошок, сушилась на рогожах и укладывалась в плетеные из травы мешки[17].

Сто шестьдесят лет спустя после С.П. Крашенинникова подобный способ приготовления порсы описывает Н.В. Слюнин: "Порса есть порошок из рыбы, или рыбная мука; она приготавливается или из юколы, которая, будучи высушена хорошо, растирается в порошок, и из вареной рыбы, которая потом подвяливается и окончательно, в растертом виде, сушится на рогожах. В Камчатке рыба для порсы варится в соленой воде и не вполне и потом уже превращается в порошок. Хорошо просушенная, она долго сохраняется в оленьих сумках, изнутри обшитых березовой корой... и употребляется инородцами с примесью разных ягод, как-то: брусники, шикши, морошки, голубицы; все это толкут в ступке и затем прибавляют какого-нибудь, чаще нерпичьего, жиру"[18].

Таким образом, на протяжении двухсот лет пребывания Камчатки в составе России примитивные способы добычи и обработки рыбы практически не менялись, едва позволяя местному населению заготавливать рыбу для собственных нужд. Только появление во второй половине ХХ в. в водах Камчатки иностранных браконьеров заставило российские власти обратить внимание на более рациональное использование рыбного богатства края.

19

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – СПб.-Петропавловск-Камчатский, 1994. – Т.2. – С. 49.

[2] История культуры ительменов. – Л., 1990. – С. 63-64.

[3] Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. – СПб., 1902. – С. 538.

[4] История культуры ительменов. – Л., 1990. – С. 41.

[5] Комаров В.Л. Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг. Избр. Сочин. – М.-Л., 1950. – Т. 6. – С. 416.

[6] Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – СПб.-Петропавловск-Камчатский, 1994. – Т.1. – С. 327.

[7] Землепроходцы. Петропавловск-Камчатский, 1994. – С. 27.

[8] Там же, с. 23.

[9] История культуры ительменов. – Л., 1990. – С. 84.

[10] Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. – СПб.-Петропавловск-Камчатский, 1994. – Т.1. – С. 310.

[11] Там же, Т. 2, с. 49.

[12] Там же, Т. 2, с. 49-50.

[13] Там же. Т. 2, с. 315.

[14] Там же, с. 50.

[15] Там же, с. 51.

[16] Там же, с. 50.

[17] Там же, с. 51.

[18] Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. – СПб., 1902. – С. 569.

20

ПУБЛИКАЦИЯ:  Аров В.Н. Способы добычи и обработки рыбы у коренных народов Камчатки // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Историко-краеведческий сборник, вып. 1. Петропавловск-Камчатский, 1999. С. 15-20.