Кузнецова А.В. «Исадами зовется песчаный берег…»

В ряде современных говоров широко распространено существительное исад. В памятниках письменности исад и его производные исадка, исадинка, исадница, исадный, исадище; исадская грамота фиксируются с XIV века. А.И. Соболевский в "Лекциях по истории русского языка" отмечал, что существительное исад образовано от сочетания глагола садить с предлогом из, сопровождающегося ассимиляцией конечного согласного предлога и начального согласного корня глагола с последующим стяжением. Однако ученый указывал, что "в современном языке древние образования в роде разинуть, разиня,.. Исад (пристань на Волге), и т.д. встречаются довольно редко" [1. С. 148].

Первичное значение слова исад, зафиксированное еще в Лаврентьевской и Новгородской летописях XIV-XV веков, "пристань, прибрежный поселок": "съньмышемъся всем на исадех на поряде. ЛН ХIII-XIV 89 (1218)" [2. Т. 4]. В памятниках XV-XVII веков отмечается расширение значения: "мелкое место в воде близ берега, рыболовное угодье": "Хто имяны рыбные ловцы, и в которых исадех. Псков, а., 333,1643" [3. Т. 6].

В этот период появляется разговорный вариант исада (т.е. слово выступает в женском роде) со значением "сенокосное угодье на берегу реки" и производные исадинка и исадка - "уменьшительное к исада", исадище - "то же, что исад в первом значении", исадница - "то же, что и исада". От существительного исада образовано прилагательное исадный, а от исад - исадский, причем для последнего выделяется фразеологическое выражение - исадская грамота (документ, закрепляющий право пользования рыболовным угодьем - исадом). Также в "Словаре промысловой лексики северной Руси XV-XVII вв." отмечается существительное исадник - "тот, кто работает на пристани" [4. С. 252].

В XIV-XV веках слово получает широкое распространение в Псковско-новгородских памятниках письменности. В Псковском областном словаре с историческими данными значение исад определяется как "поселок у берега и рыболовные угодья при нем" [5. Т. 13]. В этом значении исад фиксируется в качестве архаического топонимического термина в современных псковских говорах [6. С. 48]. О.С. Мжельская относит это слово к севернорусской диалектной лексике на основании

98

выделения в нем особого значения "пристань, прибрежный поселок с рыбной ловлей" [6. С. 91]. В качестве доказательства ученый ссылается на И.И. Срезневского, приводившего названия рыбных ловель, принадлежащих Псково-Печерскому монастырю ("...исад большого Троена, исад Дубицы, исад Колпино" [7]), на данные Псковской третьей летописи, где встречается наименование жителей исада - исажене ("А рыбу на том исаде ловили двомя неводы, и котцы, и сетми, и мережами с масленого заговена до Петрова дни, а инии исажене сказали, что тое ловли не ловят нихто" [8]), а также на работу Н.И. Серебрянского ("исады представляли собой деревни, в которых жили монастырские рыболовы, имевшие при своих дворах огороды, пахотой исадчики не занимались" [9. С. 449]).

В Лаврентьевской летописи встречается фрагмент: "... князь же Всеволод стояв около города видев брата изнемагающа и Болгаре выслалися бяху к нему с миром поиде опять к исадом и ту на исадех Бог поя Изяслава". Что это за исады и почему употребляются они во множественном числе? Обратимся к историческим фактам. В 1183 году Всеволод Большое Гнездо организует поход на Волжскую Болгарию. О маршрутах походов древнерусских князей на волжских болгар пишет В.А. Кучкин: «... когда Всеволод двигался к Великому городу, белозерский полк, оставленный при ладьях, подвергся нападению булгар. Сражение было выиграно русскими. Разбитые булгары бежали к Волге, к своим учанам. Отождествить названные в летописи пункты с современными попытался С.М. Шпилевский. Его попытку следует признать весьма удачной С.М. Шпилевский выделил в бывшей Казанской губернии ареалы наименований "Соба", "Куль", а также "Тямти" ("Темтюзи" летописи). Подобные наименования селений и рек встречаются в бывших Лаишевском и Мамадышском уездах, к северу от р. Камы. Такое расположение указанных городов объясняет свидетельство летописи, что их жители плыли к Исадам в ладьях. По С.М. Шпилевскому, они двигались к стоянке русских по рекам Меше и Каме. Челмат в летописи и есть, по разъяснению С.М. Шпилевского, татарское название Камы: Челман, Чулман. Остров Исады, где стоял русский речной флот, был, несомненно, весьма значительных размеров» [10. С. 66]. Об этом же говорит и Г.Е. Кочин в своем Словаре: "Исад - остров, служивший местом высадки войск и местом боя" [11. С. 173].

В XVII веке форма исады встречается и в пермских памятниках: "против деленные земли по Каме-реке берег" [12. С 88], присутствует оно и в топонимике: деревня Исады Чердынского района. Исад, на котором произошло сражение 1184 года, по-видимому, топоним, получивший свое название благодаря крутому, невысокому берегу реки, удобному для причаливания судов. В современных говорах существительное исады, имеющее богатую топонимическую историю, получило широкое распространение [13. Вып. 12]. Таким образом, существитель-

99

ное исад принадлежит к общевосточнославянской лексике, о чем свидетельствует ареал его распространения, который невозможно объяснить влиянием какого-либо определенного диалекта.

 

Литература

1. Соболевский А.И. Труды по истории русского языка. М., 2004. Т. 1

2. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. М., 1988-.

3. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1975-.

4. Словарь промысловой лексики северной Руси XV-XVII вв. М., 2003.

5. Псковский областной словарь с историческими данными. Л., 1967.

6. Мжельская О.С. Местная лексика в псковской деловой письменности XIV-XV вв.: Дисс. ... канд. филол. наук. Л., 1956.

7. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1893. Т. I.

8. Картотека словаря русского языка XI-XVII вв. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

9. Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908.

10. Кучкин В.А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в. // Историческая география России XII - начала XX в. М., 1975.

11. Кочин Г.Е. Материалы для терминологического словаря древней России. М.-Л., 1937.

12. Полякова Е.Н. От "араины" до "яра". Пермь, 1988.

13. Словарь русских народных говоров. Л., 965.

100

 

 

ПУБЛИКАЦИЯ: Кузнецова А.В. «Исадами зовется песчаный берег…» //  Русская речь: научно-популярный журнал, № 4. М., 2009. С. 98-100.