1588 г. Царская жалованная грамота Троицкому Сергиеву монастырю, о беспошлинной рыбной ловле на Волге

339. — 1588 Июня 10. Царская жалованная грамота Троицкому Сергиеву монастырю, о безпошлинной рыбной ловле на Волге.

Се яз Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Русии пожаловал есми Троицы Сергиева монастыря богомолца своего, архимарита Кипреяна с братьею, или кто по нем иный архимарит в том монастыре будет. Что били ми челом, а сказали: пожаловал их отец наш, блаженныя памяти Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, велел им в реке в Волге, ниже Казани, в Тетюшах и в Узех, в рыбных ловлях ловити рыбу, во все лето, на монастырьской обиход, двадцатью связками и с теми, что им преже сего дано, да частиком сту саженми (а в частике две связки с четвертью связки), безоброчно и безпошлинно, и грамота им отца нашего жаловалная на те рыбные ловли дана; и нам бы их пожаловати, велети та отца нашего грамота переписати на свое Царево и Великого Князя имя и дати им своя новая грамота. — И яз Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Русии Троицкого Сергиева монастыря архимарита Кипреяна с братьею, и кто по нем в том монастыре иные архимариты будут, пожаловал: велел им на те рыбные ловли дати свою царьскую новую жаловалную грамоту, а велел им в реке в Волге, ниже Казани, в Тетюшах и в Узех, в рыбных ловлях ловити рыбу во все лето, на монастырьской обиход, двадцатью связками и с теми, что им преже сего дано, да частиком сту саженми (а в частике две связки с четвертью связки), безоброчно и безпошлинно, по тому ж как они ловили по отца моего жаловалной грамоте; а бояре наши, и дьяки и всякие приказные люди Понизовских городов, и посланники наши, Троицких Сергиева монастыря старцов и слуг монастырских, которые на рыбной ловле будут, ни на какие их дела не емлют и сотые и десятые рыбы у них не емлют же, по прежним нашим жаловалным уставным грамотам. Дана грамота на Москве, лета 7096 Июня в 10 день. — На грамоте подпись: «Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Русии.» Подпись дьяка Дружины Петелина.

Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович, всеа Русии Самодержец, и сын наш Царевич Князь Федор Борисович всеа Русии, сее грамоты слушав, Троицкого Сергиева монастыря архимарита Кирила с братьею, или по нем в том монастыре иный архимарит будет, пожаловали: велели им сее грамоту подписати на свое царьское имя и рудити ее не велели никому ничем, а велели ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7110 Октября в 15 день. — Подпись дьяка Ондрея Арцыбашева.

Лета 7122 Ноября в 3 день, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всеа Русии Самодержец, сее жаловалные грамоты слушав, Живоначалные Троицы и Чюдотворца Сергия архимарита Дионисья да келаря старца Аврамия, или кто по них в том монастыре иные архимарит и келарь будет, пожаловал: велел им сее грамоту подписати на свое Государево Царево и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии имя, и сее жаловалные грамоты рудити у них никому ни в чем не велел, а велел ходити о всем по тому, как в сей жаловалной грамоте писано. — Подпись дьяка Олексея Шапилова. Печать у грамоты красная.

Из Сборника грамот и других актов Троицкой Сергиевой лавры (inf0, грам. 428), находящагося в тамошнем архиве под № 1.

ПУБЛИКАЦИЯ: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею императорской Академии наук, том первый. СПб., 1836. С. 411-412.